Католическая Церковь
и иракский кризис

С самого начала текущего кризиса вокруг Ирака подавляющее большинство иерархов и других деятелей Католической Церкви, как и официальный Ватикан, заняли жесткую антивоенную позицию. Это существенно отличается от подхода к военным действиям США и Великобритании в Афганистане, которые Святой Престол признал осуществлением законного права на необходимую оборону. В нынешней ситуации Ватикан считает возможным применение силы только в случае признания этого своевременным и необходимым со стороны международного сообщества и после принятия соответствующей резолюции ООН.

Первые же военные приготовления в США и Великобритании обернулись открытым неодобрением со стороны католической иерархии этих стран. 13 сентября 2002 г. Конференция католических епископов США выступила с заявлением, в котором говорилось: «Основываясь на известных нам фактах, мы продолжаем считать, что трудно оправдать развязывание войны против Ирака, не имея ясных доказательств очевидности того, что с его стороны неизбежна агрессия серьезного характера. Вместе со Святым Престолом и епископами Ближнего Востока и всего мира мы опасаемся, что в нынешних обстоятельствах и в свете текущей общедоступной информации развязывание войны не будет соответствовать строгим условиям католического учения, достаточным для пренебрежения весомыми основаниями против использования военной силы».

Незадолго до этого кардинал Кормак Мерфи О'Коннор, председатель Конференции католических епископов Англии и Уэльса, выразил озабоченность в связи с возможным военным вмешательством. На страницах лондонской «Таймс» он высказал сомнения в том, следует ли добиваться военной силой желательного изменения режима в Ираке, не обладая при этом неопровержимыми и убедительными доказательствами опасности. В статье напоминается о тех точных условиях, при которых война может считаться действительно оборонительной.

Согласно Учительству Католической Церкви, нельзя «отказывать правительствам, исчерпавшим все средства мирного соглашения, в праве на законную оборону» (Катехизис Католической Церкви, 2308). Однако «нужна строгость при определении точных условий, оправдывающих законную самозащиту посредством военной силы. Серьезность такого решения налагает требование соблюдать строжайшие условия нравственной легитимности. В этом случае необходимо одновременно:

13 января Папа Иоанн Павел II дал аудиенцию членам дипломатического корпуса, аккредитованного при Святом Престоле, во время которой еще раз высказал позицию Ватикана (и, бесспорно, свою собственную) в отношении иракского кризиса:

С конца января резко возросла антивоенная активность Католической Церкви во многих странах. С заявлениями выступили епископские конференции большинства стран, которых так или иначе касается этот кризис. Так, в заявлении постоянного совета Конференции католических епископов Франции от 27 января говорится: «Сколь бы ни был иракский режим достоин осуждения за нарушение прав человека внутри страны и международного права вне ее, является ли он одной из тех чрезвычайных и непосредственных угроз, при которых бесспорно право на законную оборону? На этот вопрос сегодня, как и вчера, мы отвечаем отрицательно».

Французские епископы повторили недавно прозвучавшие слова их немецких собратьев в служении, что «право на законную оборону предполагает реальное или неизбежное нападение, а не простую возможность нападения».

4 февраля Коалиция Американских Церквей, объединяющая католиков и протестантов, направила письмо президенту Джорджу Бушу, в котором, в частности, говорится, что «представляемая Ираком угроза наилучшим образом сдерживается при помощи инспекций, которые препятствуют любому продвижению в области создания и распространения оружия массового уничтожения».

Совместное католическо-англиканское заявление сделали в середине февраля глава английского католического епископата кардинал Мерфи О'Коннор и глава Церкви Англии архиепископ Кентерберийский Роуан Уильямс. По их словам, «события последних дней показывают, что по-прежнему остаются сомнения относительно нравственной законности войны в Ираке, равно как и ее непредсказуемых гуманитарных и политических последствий». Иерархи призвали все стороны, которых касается кризис, к более интенсивному сотрудничеству при посредничестве ООН в деле проводимой инспекции оружия массового поражения в Ираке, власти Ирака к неукоснительному соблюдению резолюций ООН.

В целом нынешняя ситуация демонстрирует сходство позиций по этому вопросу большинства христиан во всем мире. В свою очередь, поддерживают войну немногочисленные радикально консервативные католики, а также некоторые протестантские общины фундаменталистского характера, особенно в США.

В вопросах преодоления кризиса Ватикан и лично Папа Иоанн Павел II проявляют беспрецедентную дипломатическую активность (обозреватели приводят в сравнение только ситуацию сорок лет назад, когда во время Карибского кризиса Папа Иоанн XXIII обратился с личными посланиями к Кеннеди и Хрущеву).

Большие надежды возлагаются на миссию личного посланника Папы в Ираке, 80-летнего французского кардинала баскского происхождения Роже Эчегарая, не раз уже успешно осуществлявшего миротворческие поручения в горячих точках планеты. В середине февраля он посетил Ирак и провел встречи с ведущими политиками страны, включая президента Саддама Хусейна.

Сам Иоанн Павел II с начала февраля принял в Риме нескольких ведущих политиков, в числе которых министр иностранных дел ФРГ Йошка Фишер, вице-премьер Ирака Тарик Азиз, генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, премьер-министр Великобритании Тони Блейр.

В то же время Папа постоянно призывает верующих как христиан, так и представителей других религий быть подлинными миротворцами и непрестанно молиться о мире. В минувшее воскресенье он объявил днем особых молитв о мирном преодолении иракского кризиса, сопровождаемых строгим постом, Пепельную среду этого года (5 марта) день, когда у западных христиан начинается Великий пост.



©   "Русская мысль", Париж,
N 4445, 27 февраля 2003 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

     ...