![]() |
Удивиться наповал
Разговор о поэзии...
Мне очень нравятся слова из манифеста театра «Дерево». Они не о поэзии, но...
Участники DEREVO верят, что человек живет опустив голову.
Для них также имеет значение:
возня новорожденного,
начало движения,
начало звука,
неподвижность,
сны,
чувство равновесия лунатиков,
утреннее потягивание.
Они считают:
что человек постоянно находится в состоянии войны с миром, его породившим,
и эту войну он проигрывает каждую секунду;
что есть люди, которые нашли мир и будут жить прекрасно и вечно,
но голоса их звучат тихо;
что имеют значение древние книги и дружба с животными;
что горизонт всегда под ногами,
и небо начинается прямо от земли...
Мне нравятся эти слова, хоть они и не о поэзии... Остальное (разговоры о постмодернизме и проч.) от лукавого ли?.. Во всяком случае, от Нарцисса.
В романе Константина Вагинова «Козлиная песнь» есть персонаж поэт Сентябрь. Он сумасшедший, безумец. «Я написал это стихотворение, снова заходил Сентябрь по комнате, еще до выхода из лечебницы. Я его тогда понимал, но теперь совсем не понимаю. Для меня это сейчас набор слов».
В прекрасном стихотворении Владимира Казакова поэта, который в каждой точке письма понимал, что он делает, есть такое место:
тогда я двинул речь повторно туда,
где прежде смысл бывал, но, удивленный
наповал, стал тенью утренне-игорной.
Вот с этого и следует, я думаю, начинать говорить о стихах. С движения в направлении утраченного и с удивления, но сразу и наповал... В принципе, как показывает опыт, там в языке всегда найдется достойное нашего (или его, языка?) удивления.
«Песнь не есть ли бегство от себя?» так ставил вопрос Велимир Хлебников.
Стих. Повтор, поворот и снова. Тут начинается техника. Но закончу тоже в стихах, как Андрей Щетников.
ПОЭТУ
Мир прост как яблоко, и он
Однажды поздно или рано
Вдруг выкатится прямо в сон
Откуда-то из-под дивана.
Мы просыпаемся в поту,
И, задевая за предметы,
Суть мира вновь лежит по ту,
А я опять один.
По эту.
Новосибирск
© "Русская мысль", Париж,
N 4445, 27 февраля 2003 г.
![]() ... |
|
|