Опера

Русские таланты
на французской сцене

«Отелло» в Лионской опере

«Отелло» вторая работа режиссера на оперной сцене после постановки в 2000 г. «Альберта Херринга» Бриттена. Спектакль, несмотря на известный сюжет, увлекает оригинальным решением и захватывает своей непредсказуемостью, обилием сценических новшеств, находок и эффектов. М.Раскин по-новому взглянул на трагедию Шекспира: в спектакле вместо ожидаемой грандиозности преобладает психологизм и камерность сцен. Режиссерская концепция базируется на всепоглощающих вечных человеческих страстях и холодной, аскетической сценографии. Однако в бело-черно-серебристую монохромию костюмов и сцена из спектакля-1декораций (автор Пьер Андре Уейтц) периодически врываются кроваво-красные вспышки света (автор Франк Тевенон).
   На снимке: С.Лейферкус (Яго, слева) и А.Ланцов (Отелло).
Photo Gerard Amsellem.

Увлекаясь театральностью, М.Раскин нередко преподносит сценические сюрпризы. Так первое появление Отелло сопровождается ликованием толпы с портретами героя, что напоминает современные политические манифестации. А невинность Дездемоны олицетворяют белоснежное платье и белые лилии, которые дарят ей во дворце многочисленные гости (тоже в белом): цветов так много, что они выпадают из ее рук, а хор детей сверху осыпает Дездемону белыми лепестками.

Последний акт оперы является наиболее значимым, так как именно здесь М.Раскин дает ключ к раскрытию своей сценической концепции. Трагическая развязка происходит неординарно. На сцене нет традиционной постели, Дездемона засыпает среди белых лилий на полу возле рыцарского жилета супруга. Проснувшись и осознав смертельную угрозу, она в панике бежит от озверевшего Отелло, но тот ее душит своей рубашкой. При этом падает задетый им красный занавес и угасает свет красного фонаря. Кровавое возмездие свершилось. В ходе спектакля на лице Отелло всегда была нарисована темно-синяя маска. Теперь же он смывает этот символ театра на сцене остается человек наедине со своей трагедией, которую он не может пережить. Позади мертвых героев, словно Демон, из люка появляется Яго. Он уверенно идет к рампе, символизируя безнаказанность коварства. сцена из спектакля-2В отличие от Шекспира, у Верди зло не гибнет, а шествует по жизни.
   На снимке: О.Гурякова (Дездемона). Photo Gerard Amsellem.

Главным достоинством этого спектакля являются исполнители центральных ролей: Сергей Лейферкус (Яго), Андрей Ланцов (Отелло), Ольга Гурякова (Дездемона). С.Лейферкус столь ярко воплощает свой образ, что становится понятно, почему Верди и его либреттист Бойто хотели назвать оперу не «Отелло», а «Яго». Яго Лейферкуса доминирует на сцене вокально, сценически и психологически. В большом монологе «Верю в Творца жестокого» С.Лейферкус дает исчерпывающую характеристику своему герою, а его голос с первой же фразы восхищает богатством и красотой, тембром и обилием нюансов.

Отелло в спектакле не злой деспот, а волевой полководец, но прежде всего это психологически хрупкий и, как ребенок, ранимый и глубоко страдающий человек. Он не снимает маски, которая скрывает его внутреннюю боль, но экспрессивный голос А.Ланцова отражает душевные муки Отелло. В мягких пьяно певец убедительно передает эмоциональное состояние терзаемой

P.S. Петербургский филармонический оркестр под управлением Ю.Темирканова при участии С.Лейферкуса и ряда известных солистов исполнит в концертной версии оперу Чайковского «Иоланта» в театре «Шатле» 28 и 30 марта.

ревностью сильной личности, а в моменты неистовства героя голос Ланцова приобретает холодный металлический оттенок, либо взрывную мощь.

Дездемона в «Отелло» Раскина не наивная белокурая красавица, а женщина с сильным характером. Голос О.Гуряковой подчеркивает чистоту и лиризм героини. Артистическое и вокальное дарование певицы в наибольшей мере проявляется в четвертом акте, где Гурякова поет последнюю, полную боли и слез арию.

Талантливый дирижер сумел представить всю глубину и трагизм лучшей партитуры Верди, придав опере динамизм современной жизни.



©   "Русская мысль", Париж,
N 4446, 6 марта 2003 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

     ...