Корейский кризис

Австралия между США и Азией

США отказываются от прямых переговоров с Пхеньяном, тогда как страны региона считают, что это единственная возможность разрешения северокорейского кризиса

Трудно представить себе более важный для будущего Австралии регион, нежели Северо-Восточная Азия. Корейский полуостров центр ее стратегических интересов: Япония, Южная Корея и Китай основные торговые партнеры. Несмотря на то, что внимание общества сконцентрировано прежде всего на угрозе исламского терроризма вблизи континента, правительство Австралии понимает, что будущее Восточной Азии будет определяться на Севере, а не на Юге.

Австралия одна из немногих стран, которые имеют дипломатические отношения с КНДР и в Канберре понимают, что задача минимум справиться с преступным, изолированным от мира режимом Пхеньяна, во главе которого стоит диктатор-психопат Ким Чен Ир, который, как и Саддам Хусейн, видит в оружии массового уничтожения средство удержаться у власти.

Но корейский кризис выходит далеко за рамки проблемы оружия массового уничтожения. Северная Корея граничит с Китаем и Южной Кореей, союзником США и местом размещения американских вооруженных сил, поэтому этот кризис становится испытанием влияния Китая в регионе, вызовом американо-китайским отношениям, угрозой американо-южнокорейскому альянсу и решающим фактором для будущего баланса сил между Китаем и Японией. Именно поэтому слишком опасно применять к Северной Корее меры, уготованные для Ирака.

КНДР требует заключения
пакта о ненападении с США

США хотят дипломатического решения кризиса. Но при этом администрация Дж. Буша категорически отказывается от прямых переговоров с Пхеньяном.

Австралийское правительство убеждено, что паранойя Пхеньяна по поводу возможного нападения на него США главная причина ядерного шантажа, к которому прибег режим Ким Чен Ира. Требование Северной Кореи заключение пакта о ненападении с США. Но Белый дом не пойдет на этот шаг, ибо это подорвет близкие отношения Вашингтона с Сеулом и станет началом ухода США из региона. Как сказал госсекретарь Колин Пауэлл, для США было бы неразумно отказываться от возможности военных действий при любых обстоятельствах. Пакт о ненападении с участником «оси зла» не подходит для США, ничем не обоснован для Буша и неприемлем для Конгресса.

Белый дом готов на переговоры с Пхеньяном только в условиях многостороннего давления на власти Северной Кореи с требованием выполнения ими обязательств, взятых в 1994 г., по замораживанию ядерных программ. В достижении соглашения о коллективной безопасности в регионе должны участвовать Китай, Россия, Япония, Южная Корея и США. Это соглашение гарантировало бы безопасность на Корейском полуострове, создало бы условия для ядерного разоружения Северной Кореи и для развития экономики истощенной страны. И Австралия активно участвует в этой большой дипломатии. Министр иностранных дел Александр Даунер недавно вернулся из Южной Кореи, где участвовал в торжествах по случаю инаугурации президента Ро Му Хена и провел ряд переговоров по проблеме выхода из корейского кризиса.

Участие в переговорах Китая, который поставляет Пхеньяну 80% потребляемой им нефти и 50% гуманитарной помощи, также крайне важно. Китай хотел бы сохранить Северную Корею как буферное государство, но лишить ее возможности производить ядерное оружие. В Пекине опасаются, что если КНДР станет ядерной державой, ее примеру последует Япония, что совершенно не устраивает Китай.

Разногласия по поводу будущего КНДР

В целом все страны региона согласны, что Северная Корея должна закрыть все свои ядерные и ракетные программы и избавиться от уже изготовленного ядерного оружия. Разногласия начинаются, когда речь заходит о будущем этой страны. В Пекине, Сеуле и Токио надеются на «нормализацию». Это означает прекращение военного противостояния между Северной и Южной Кореей, открытие Северной Кореи для международной торговли и иностранных инвестиций, принятие ее в мировое сообщество. Но это также означает сохранение пхеньянского режима.

Токио и Пекин готовы мириться с тем, что Ким Чен Ир по-прежнему будет править страной, если он перестанет угрожать им и откроет для них экономику. Более того, они даже предпочитают именно такое развитие событий хаосу, который непременно возникнет в случае насильственной смены власти на Севере. Поэтому и Япония, и КНР, а также Россия, Южная Корея и Австралия считают единственно возможным выходом из кризиса прямые переговоры между США и КНДР и заключение двустороннего соглашения, о котором просит Северная Корея: ядерное разоружение в обмен на снятие напряжения на полуострове.

Но США смотрят на это иначе. Американцы сомневаются, что они могут положиться на какую-либо договоренность с Пхеньяном, и кто поставит им это в вину? Но даже если Пхеньян будет выполнять договор, американские политики не горят желанием его заключить по трем причинам.

Во-первых, они в принципе не хотят, чтобы договор «вознаградил» Северную Корею за ликвидацию ее ядерных вооружений, которые она, по мнению американцев, не имела права создавать.

Во-вторых, американцев не устраивает, что режим Ким Чен Ира, которого президент Буш, по его собственным словам, ненавидит, сможет выжить и процветать в результате «нормализации».

Третье и самое главное. Вашингтон очень обеспокоен последствиями «нормализации» для будущего стратегического присутствия США в Северо-Восточной Азии. Если напряженность между США и Пхеньяном спадет, Сеул будет рассчитывать на значительное уменьшение американского военного контингента на территории Южной Кореи, особенно в виду роста антиамериканских настроений в стране и с учетом того, что новый президент Ро Му Хен относится к США прохладнее, чем любой из его предшественников. Это приведет к усилению роли Китая, а, кроме того, исчезновение угрозы со стороны Северной Кореи поставит под сомнение необходимость существования американских военных баз в Японии.

Таким образом, корейский кризис оказывается более глубоким, чем кажется. Интересы Америки сильно отличаются от интересов других стран региона, и оба ключевых американских союзника в Азии Япония и Южная Корея готовы скорее объединиться с Китаем в вопросе о методах умиротворения Северной Кореи.

Австралия в этой ситуации может оказаться между двух стульев. Как и ее азиатские партнеры, она может многое приобрести в результате «нормализации», но и многое потерять в случае ослабления стратегической роли США в западно-тихоокеанском регионе. Судя по всему, Австралия еще не решила, какой дорогой идти: министр иностранных дел Даунер отстаивает азиатский взгляд на проблему (многосторонние переговоры и «нормализация»), а американский премьер-министр Ховард выступает за дальнейшее укрепление союза с США и участие Австралии в американской программе ПРО, что, к неудовольствию многих австралийцев, может привести к появлению на территории страны американских баллистических ракет с ядерными боеголовками.

Какой из этих путей выбрать? И существует ли третий путь?

Австралия перед выбором...



©   "Русская мысль", Париж,
N 4447, 13 марта 2003 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

     ...