Удивительно, но факт

Вопрос об оказании России помощи в восстановлении разрушенной системы образования в Чечне впервые обсуждался в Москве на встрече Коитиро Мацууры и Владимира Путина в 2000 году. Практическим результатом этой встречи стал разработанный министерством образования России при участии экспертов ЮНЕСКО доклад «Образование в Чеченской республике: состояние, проблемы, перспективы восстановления и развития», который был представлен специалистам и общественности в середине 2002 года как объективная и полная информация о состоянии образования в Чечне.

Специалисты ряда российских министерств, дипломаты, сотрудники московского бюро и постоянного представительства России при ЮНЕСКО разработали 18 конкретных проектов, направленных на возрождение образования в Чечне.

Сейчас на чеченской территории находятся более 400 тысяч детей дошкольного и школьного возраста. Четыре тысячи дошколят ходят в детские сады и около двухсот тысяч в школы, две трети которых работают в сельской местности. Этот удивительный факт сообщил на пресс-конференции в ЮНЕСКО министр образования России Владимир Филиппов.

Мы воспринимаем чеченскую повседневность как непрерывные вылазки боевиков, контртеррористические операции: убитые, раненые, пропавшие без вести, беженцы... И трудно себе представить, что там могут учиться дети не в палатках и землянках, а в классах с крышей над головой. Владимир Филиппов и Владимир Галаманов посол России при ЮНЕСКО объяснили это тем, что местное население недвусмысленно дало понять боевикам, что любое их нападение на детский сад, школу, любое другое учебное заведение или работающих там педагогов будет означать для них политическую смерть. Предупреждения были настолько серьезны, что на эти учреждения никто не покушается до сих пор.

Не менее удивительно то, что в Чечне действуют три высших учебных заведения Чеченский государственный университет, Нефтяной институт им. академика М.Д.Миллионщикова и Чеченский государственный педагогический институт, в которых работают 79 профессоров, 206 доцентов, 40 докторов и 263 кандидата наук, готовящих специалистов, необходимых уже сейчас республике.

Кроме грозненских институтов чеченская молодежь получает образование в 93 вузах других регионов России. В 2002 году туда были направлены отобранные по конкурсу свыше четырехсот человек.

Но сегодняшняя жизнь в Чечне это постоянное преодоление бытовых и организационных проблем. Республике нужны строители различных специальностей: бурильщики нефтяных скважин, электрики, операторы ЭВМ, а обучать их некому, негде и не на чем: не хватает помещений, литературы и учебного оборудования. Многие школьные здания нужно восстанавливать и капитально ремонтировать. Во многих школах учеников приходится учить в две и даже три смены по советским учебникам: опять же нет помещений, педагогов, современной педагогической и методической литературы, классного оборудования (парт, школьных досок, шкафов, наглядных пособий).

Что касается нехватки учителей в школах, то она, видимо, будет ликвидирована относительно быстро, поскольку многие молодые люди хотят стать педагогами не только из высоких побуждений, но и потому, что в Чечне почти единственном субъекте Федерации заработную плату работникам образования выплачивают без задержек.

Пока среди школьных преподавателей три четверти женщины. Язык обучения русский. Как утверждает министр образования России, русский язык не навязывается населению, а принят им как основной сознательно. Люди понимают, что хорошее знание общегосударственного языка необходимо вне зависимости от того, как будет складываться их жизнь завтра. Чеченский язык учится как один из предметов. В нескольких школах в качестве родного языка преподают аварский, кумыкский и ногайский.

Большая проблема чем занять детей после школы. В республике перестали существовать дома пионеров, дома художественного и технического творчества, спортивные секции на стадионах. Предлагаемый программой ЮНЕСКО выход из положения организовывать в общеобразовательных учебных заведениях внешкольные занятия со специалистами-педагогами, передав в школы художественную литературу, спортивный инвентарь и то, что необходимо для детского творчества.

Еще одна большая проблема молодые люди возраста 20-25 лет, которые не собираются получать высшее образование и не могут себе найти работу: промышленные предприятия стоят, сельское производство существенно сократилось. Власти видят выход в организации учебно-производственных групп, в которых юноши вместе со взрослыми специалистами в процессе обучения могли бы производить какую-либо товарную продукцию, а получив профессиональные навыки, участвовать в восстановлении местных производственных мощностей.

Систему образования в Чечне нужно восстанавливать на современном уровне, иначе выделяемые для этого деньги будут потрачены зря. В республику уже поступают новые учебники, библиотека университета получила более двухсот тысяч томов, в Грозном открылся компьютерный центр с бесплатным выходом в Интернет. Но нерешенных проблем еще непочатый край. И от того, как быстро и в каком объеме они будут решены, зависит общественно-политическое будущее республики.

ЮНЕСКО всегда выступало за возвращение Чечни к мирной жизни невоенными средствами, поэтому оно решило принять участие в таких программах модернизации системы образования, как информатизация и обеспечение сельских школ учебным оборудованием, совершенствование образовательного процесса и его материально-технической базы, подготовка и повышение квалификации педагогических работников, пополнение книжного фонда библиотек.

На выполнение программ, перечисленных в меморандуме, потребуется как минимум пять миллионов долларов США. На первые три программы уже выделено 75 тысяч. Дай Бог, чтобы они были использованы по назначению.



©   "Русская мысль", Париж,
N 4448, 20 марта 2003 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

[an error occurred while processing this directive]  ...