«Русский сезон» в Париже

Триумф питомцев Фонда Спивакова

Концерт юных музыкантов в театре «Шатле»

Вечером 12 марта на знаменитой сцене «Шатле» выступали дети. Для театра это был риск: в Париже трудно собрать большую публику на детские концерты. Однако Жан-Пьер Бросман, директор «Шатле», пошел на риск и одержал победу. В качестве почетных гостей в зале были Российский посол Александр Авдеев, Михаил Горбачев, супруга президента Кыргызстана Майрам Акаева, знаменитый американский певец Тамас Хампсон, княгиня Маша Магалова, французская аристократия.

Чем же был знаменателен этот вечер? Впервые в парижском театре выступали стипендиаты Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова, который американская пресса назвала «храмом добра и надежды». Великий музыкант создал его в мае 1994 года для поддержки творчески одаренных детей в области музыки, живописи и хореографии.

За время существования Фонда его стипендиатами стали 800 детей, 242 из них оказались победителями ряда международных конкурсов. Фонд подарил своим питомцам 195 музыкальных инструментов, провел 200 художественных выставок и 1500 концертов в городах России и за рубежом, из них 102 совместно с камерным оркестром «Виртуозы Москвы». В «Оксфорд Таймс» (2002) Хью Викерс написал: «Фонд Спивакова мало с чем можно сравнить за пределами России. Задачи Фонда выходят далеко за рамки проблем музыкального образования и включают медицинскую помощь больным детям».

Нет более благородной и более великой цели, чем беззаветное служение детям ради их счастья, здоровья и развития творческих талантов. Именно эти гуманные идеалы составляют смысл жизни Владимира Спивакова, который в своей работе опирается на своих единомышленников и преданных помощников Екатерину Ширман (исполнительный директор Фонда) и Перта Гулько (руководитель специальных программ).

Трудно было поверить, что выступавшие в «Шатле» маленькие дети уже большие артисты. Все они призеры ряда крупнейших международных конкурсов, участники гастролей Фонда за рубежом; большинство детей имеют записи на компакт-дисках, многие уже играли с оркестрами. В интерпретации сложной парижской программы, составленной из произведений 17-ти композиторов, каждый из 11-ти солистов продемонстрировал свою музыкальную индивидуальность, манеру и стиль, каждый получил восторженный прием у взыскательной французской публики.

После вступительного слова Спивакова концерт открыла Евангелия Делизонас (10 лет, Москва). Она с явным наслаждением сыграла на рояле «Фантазию-экспромт» Шопена. В страстной интерпретации «Интермеццо» Гранадоса ощущалось самобытное дарование виолончелиста Михаила Лебедева (13 лет, Москва). В «Маленьком концерте для кларнета и фортепьяно» Майо свое высокое искусство продемонстрировали Михаил Меринг (11 лет, Москва) и Е.Делизонас. Скрипач Андрей Розендент (13 лет, Калининград) виртуозно исполнил «Славянский танец» Дворжака и «Венгерский танец» Брамса. Часть концертной сюиты из балета «Щелкунчик». Сочинение Чайковского-Плетнева сыграла на рояле Виктория Мартиросян (18 лет, Москва), восхитив публику высокой техникой и богатством нюансов.

Незабываемое впечатление произвел Илья Петров (12 лет, Смоленск). Он лихо исполнил на балалайке «Кадриль» Тростянского, затем «Итальянскую польку» Рахманинова. Одержимо играя задорные плясовые мелодии, юный мастер извлекал такие красочные, живые звуки, что казалось в его руках была фантастическая «Балалайка Паганини».

Программа концерта шла по нарастающей. Второе отделение открыла Ася Корепанова (18 лет, Ижевск), проникновенно исполнив на рояле «Скарбо» (из цикла «Ночной Гаспар») Равеля. Помимо сольных концертов одаренная пианистка еще пишет музыку, стихи и картины. Скрипичная «Фантазия» Сарасате на темы оперы Бизе «Кармен» предстала в исполнении Александры Сумм (13 лет, Монпелье). Она играла настолько виртуозно, что слушатели понимали на сцене уже сложившийся мастер.

Программу классической музыки украсило фольклорное выступление Перизат Ибраевой (14 лет, Бишкек), которая выделывала просто чудеса на трехструнном комузе. Ее кисть танцевала над струнами так причудливо и легко, что казалось будто девочка родилась вместе с эти национальным музыкальным инструментом. Сидевшая в зале первая леди Кыргызстана, видимо, испытывала особую гордость за талантливую дочь степного народа.

Высокий профессионализм продемонстрировала Ася Фатеева (12 лет, Симферополь). На саксофоне, подаренном ей Спиваковым, она сыграла «Скарамуш» Майо, затем пьесу Пьяццолла в дуэте с Ростиславом Шараевским (12 лет, Москва). Потом Ростислав солировал на вибрафоне и ксилофоне (подарки Спивакова) в произведениях Дебюсси и Шостаковича, а в конце отстучал на барабане «Поезд» Каппио. Молодому виртуозу аккомпанировала на рояле его мама.

В финале все участники концерта исполнили в ансамбле «Тарантеллу» из балета Гаврилина «Анюта». Она прозвучала так зажигательно, что публика заревела и затопала от восторга. Счастливые музыканты охотно повторили «Тарантеллу», но в еще более высоком темпе. Окончательно опьяневшие от этого музыкального фейерверка слушатели разом встали и наградили молодых исполнителей громом апплодисментов. Такого успеха не знал даже Мариинский театр, который показывал в этом сезоне свои лучшие балетные и оперные спектакли.

Радостный и гордый за своих питомцев Спиваков вышел на сцену и поцеловал каждого участника концерта. Обычно сдержанный и немногословный Ж.П.Бросман объявил: «Выступление детей Фонда Спивакова кульминация всего «Русского сезона» в Париже». Более высокой оценки быть не может.

После концерта, когда шумная толпа юных музыкантов высыпала на улицы ночного Парижа, вдруг зазвучала дивная ария Царицы ночи из «Волшебной флейты» Моцарта. Переполненная счастьем Ася Корепанова пела сложнейшую арию, словно великая Каллас на сцене Парижской оперы. Вспомнились слова В.Спивакова: «Я хочу, чтобы дети верили в чудо». Питомцы Фонда не только верят в чудо, но и сами его творят. А их творчеству, видимо, покровительствует чудотворная «икона» портрет Джесси Норман, выполненный в каноническом стиле. Его написала А.Горелова, стипендиат Фонда. Этот шедевр прибыл в Париж и украшал зал театра «Шатле» при выступлении юных музыкантов Фонда.



©   "Русская мысль", Париж,
N 4448, 20 марта 2003 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

[an error occurred while processing this directive]  ...