Главная загадка
советской истории

Немецкий фильм к пятидесятилетию смерти Сталина

Как правило, фильмы о советской жизни, которые делаются иностранцами, воспринимаются выходцами из СССР с иронией. Авторы растолковывают вещи, на которых мы выросли, и удивляются вещам, которые для нас совершенно очевидны.

сталин Фильм Инги Вольфрам «Смерть диктатора» выпадает из этого ряда. Картина, посвященная пятидесятилетию со дня смерти Сталина и прошедшая по немецкому телевидению накануне юбилея, смотрится с напряженным вниманием с начала и до конца. Наверное, потому, что Сталин до сих пор главная загадка советской истории.

Ужасы сталинской эпохи постепенно становятся известны. Проясняются реалии самого жуткого тридцатилетия в истории России. В основном о них рассказывают участники и жертвы исторического процесса. Те, кто выжил, и те, кто успел что-то записать при жизни.

Но сам Сталин не становится от этого понятнее. Его личность до сих пор окружают легенды и мифы. Часто (или, точнее сказать, чаще всего) им самим и созданные. О том, что он был за человек, даже споров пока почти не идет. Мало материала. Непонятны политические взгляды Сталина. Например, был ли он вообще марксистом хотя бы в начале, хотя бы в самой примитивной форме. От этого зависит взгляд на всю его государственную деятельность по «построению социализма». Но если учесть, что Сталин целенаправленно превратил и без того дикий догматический марксизм-ленинизм в нечто совершенно бессмысленное и издевательское, есть основания сомневаться, что у него вообще были какие-то политические взгляды, кроме самых прагматических.

Сталинские планы индустриализации СССР до сих пор многими воспринимаются как стремление вывести страну на современный уровень промышленного развития. Хотя при этом хорошо известно, что результатом индустриализации были дикое обнищание населения, крах той экономики, которая худо-бедно обслуживала страну в 20-е годы, и множество военных заводов, построенных и обслуживаемых рабами.

Сталин до сих пор очень многими воспринимается как победитель в войне против фашизма и спаситель Европы, хотя его роль ключевая! по подготовке мировой войны становится все яснее и яснее.

Даже его личные вкусы по-прежнему непонятны. Сталинская культура литература, кино, архитектура, музыка, заботливо выпестованная им самим под жестким контролем, это продукт для населения страны. Что он любил сам неизвестно. Известно только, что библиотека его состояла отнюдь не только из книг, рекомендованных для массового советского читателя. Цену настоящим художникам он знал, хотя и издевался надо всеми без исключения.

Фильм «Смерть диктатора» посмотрели 24 февраля по первой программе немецкого телевидения больше трех миллионов человек. Это рекорд канала. Фильм уже закуплен многими европейскими странами, приглашен на множество фестивалей. Это признак того, что общий интерес к неясным периодам советской истории в мире растет. Настало время, когда сложившиеся после войны исторические стереотипы все меньше мешают правдиво и без политкорректных оговорок всматриваться в общее европейское прошлое.

При этом в фильме почти нет новой информации как таковой. Да и невозможно в часовой ленте, посвященной долгой жизни такого человека, делать открытия или хотя бы углубляться в детали. Авторы фильма сделали попытку воссоздать человеческий образ Сталина, окружавшую его атмосферу с первых самостоятельных шагов в семинарии и до смерти «живого бога», сопровождавшейся одновременно плачем и проклятиями миллионов.

Очень многим фильм обязан комментариям историка Олега Хлевнюка, лучшего на сегодняшний день российского специалиста по Сталину и сталинскому Политбюро. По словам Хлевнюка, одной из главных черт Сталина была «злая память». Он навсегда запоминал людей, с которыми встречался, и «доставал» их часто через десятилетия.

Большое впечатление производят документальные кадры. Частью хорошо знакомые, частью малоизвестные, частью недавно обнаруженные. Сталин один прогуливается по трибуне мавзолея, Сталин в окружении соратников. Сталин веселый, строгий, задумчивый, размышляющий...

Сталин на мавзолее произносит знаменитую речь во время парада 7 ноября 1941 г. Это известная инсценировка. Во время настоящей речи отказала аппаратура кинооператора, и Сталин (безропотно!) согласился произнести ее заново. Прямо в Кремле построили декорации в виде части трибуны мавзолея. Подделку выдает то, что у Сталина изо рта не идет пар, хотя во время парада стоял сильный мороз.

сталин Сталин в кругу уничтоженных позже друзей по партии, Сталин с Кировым, Сталин у гроба Кирова. Сталин с Черчиллем и Рузвельтом в Ялте. Сталин в гробу и бесконечные очереди плачущих людей, стремящихся его увидеть. Похороны на Красной площади и длинная двойная колонна совершенно квадратных, странно переваливающихся с ноги на ногу, похожих на игрушечных роботов генералов, несущих подушечки с орденами.

Взгляд авторов на героя фильма безоговорочен: «Нет преступления, которого бы он ни совершил. Нет вины, которая бы за ним ни числилась. Ни одно человеческое общество не переживало такой кровавой тирании, как народы СССР за тридцать лет сталинской диктатуры».

Фильм показал вождя без смягчающих обстоятельств, без обычных оговорок «да, преступник, но...». Без «но». Просто преступник.

©   "Русская мысль", Париж,
N 4449, 27 марта 2003 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

     ...