Мягкие поправки
к жесткому закону

Депутаты Госдумы обсуждают
вопрос о гражданстве

Закон 1991 года устанавливал регистрационный порядок приобретения гражданства, и получить его мог практически любой желающий. Достаточно было прийти в консульство России где-нибудь в Узбекистане и получить соответствующий штамп (или вкладыш) в паспорт.

Принятый в прошлом году новый закон ввел разрешительный порядок получения гражданства. Теперь, чтобы стать российским гражданином (вернее, чтобы подать прошение о гражданстве), человек должен прожить в Российской Федерации пять лет, а также отказаться от гражданства других стран, за исключением случаев, когда между Россией и этими государствами заключены договоры о двойном гражданстве.

Срок проживания в России при этом отсчитывается не с момента прибытия потенциального гражданина в страну, а с того дня, когда он получил вид на жительство. Получение вида на жительство, в свою очередь, это отдельная процедура, которая может занять до трех лет.

Таким образом, из предельно либерального российское законодательство о гражданстве в одночасье стало довольно жестким, и в результате многие люди очутились в сложной ситуации. Например, многие из тех, кто прибыл в Россию из так называемых «стран ближнего зарубежья», получив «российский вкладыш» в советский паспорт, при обмене паспортов с изумлением узнали, что они вовсе не являются российскими гражданами. Проблемы с гражданством возникли и у стариков, приехавших со всех концов бывшего СССР доживать свой век в относительно благополучную Россию. Наконец, негражданами, как это ни парадоксально, оказалась часть военнослужащих российской армии, особенно расквартированных в Центральной Азии.

Сколько людей стали жертвами закона о гражданстве, никто не считал. Наверняка известно одно их оказалось достаточно много для того, чтобы государственные органы и представителей законодательной власти захлестнул вал жалоб и обращений. Реакцией на это стали две депутатские инициативы, призванные смягчить действующий закон. В связи с этим на прошлой неделе вопрос о гражданстве оказался в центре внимания Государственной Думы. Однако ни один из предложенных законопроектов не прошел хотя оба набрали приличное число голосов (196 и 204 при необходимых 226).

Лидеры «Либеральной России» Сергей Юшенков и Виктор Похмелкин предложили ввести упрощенный (фактически регистрационный) порядок приобретения гражданства для всех бывших граждан СССР. С их точки зрения, любой советский гражданин по рождению является гражданином Российской Федерации.

Однако эта идея вызвала резкую реакцию у председателя комитета государственного строительства Валерия Гребенникова (фракция ОВР), который отстаивал разрешительный характер действующего закона, указывая, что процедура приобретения гражданства носит аналогичный характер почти во всех развитых странах. При этом, считает Гребенников, если человек легально въехал в Россию и имеет законный источник доходов, то у него не должно возникнуть трудностей с приобретением гражданства. Что же касается проблем, с которыми люди сталкиваются в реальной жизни, то это проблема не законодательства, а добросовестности конкретных чиновников.

В итоге Дума обсудила два подхода: жесткий (за действующий закон) и мягкий (за его изменение). Сторонниками мягкого подхода оказались думские левые и правые (СПС с «Яблоком»). Левым жалко бабушек и утраченного единства советского народа. Правые полагают, во-первых, что Россия заинтересована в новых гражданах, а во-вторых, считают действующий закон чрезвычайно способствующим произволу чиновников. Об этом в основном говорил Борис Надеждин (СПС), который представил несколько иную, чем у Похмелкина с Юшенковым, версию поправок в закон о гражданстве.

Главное в предложениях Надеждина считать пятилетний «испытательный» срок с момента въезда, а не с момента получения вида на жительство. Другие внесенные им поправки касались льгот для инвесторов при получении гражданства, смягчения требований для претендентов и т.п. Как объявил Надеждин, его поправки, по сути дела, являются не попыткой внести в закон изменения, но вернуть его к тому виду, в котором он был первоначально предложен президентом.

Все положения, ужесточающие процедуру приобретения российского гражданства, напомнил он, появились в законопроекте между первым и вторым чтениями. «Пробивал» их в Думе лично заместитель главы президентской администрации Виктор Иванов. Надеждин рассказал, что, когда он обсуждал этот вопрос с Ивановым, тот объяснил свою настойчивость так: «Мы не должны пускать в страну преступников, террористов, ваххабитов, наркоторговцев». По мнению Надеждина, совершенно естественно, что Иванов, человек с чекистским прошлым, в любом приезжающем в Россию видит ваххабита; однако проправительственные фракции поступили бы разумнее, если бы ориентировались все-таки на точку зрения президента, а не на мнение одного, пусть даже высокопоставленного чиновника администрации.

Речь Надеждина об Иванове дала почву для предположений о том, что президент сам собирается внести поправки, смягчающие закон о гражданстве. Так это или нет, станет ясно в ближайшее время.


©   "Русская мысль", Париж,
N 4451, 10 апреля 2003 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

     ...