ВРЕМЯ ЦЕРКВИ

 

Антоний, митрополит Сурожский

Благовещение Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Праздники бывают разные. Иногда душа бывает так исполнена радостью, восторгом, умилением, что человек остается праздным, потому что слишком переполнено сердце, слишком велика радость. Иногда человек остается праздным, потому что горе так глубоко, скорбь так глубока, что не поднимется рука на труд, на работу. И в празднике Благовещения Божией Матери переплетаются таинственно и страшно, страшно и дивно эти два настроения. С одной стороны как не ликовать, как не изумляться и не трепетать при мысли, что глас Господень достиг Пречистой Девы Богородицы и Ангел возвестил Ей, что Сам Бог через Нее станет человеком, войдет в этот мир и что приходом Божиим весь мир уже будет преображен, уже не будет стоять лицом к лицу со своим Творцом только в трепете и благоговении, но будет ликовать, что в нем, в его сердцевине Сам Бог: не только о том, что человек так велик, что Бог мог с ним соединиться, но вся тварь вещественная, видимая соединена с Ним таинственно.

Но в Благовещении радость не только о том, что к нам обратился Господь всей Своей любовью, отдает Себя нам безгранично лаской. Радость наша о том, что нашелся человек, Дева из народа израильского, Которая так возлюбила Бога всем сердцем, всей мыслью, всей крепостью, всей плотью Своей, что Она могла сказать Архангелу в ответ на его страшное и дивное благовестие: «Се, раба Господня, да будет мне по слову твоему...» В Ее лице все человечество отдало себя Богу, все человечество открылось Богу и сказало: Прииди! И да будет мне по воле Твоей!

Но что случилось по воле Господней? Как позже возвестил Симеон Богоприимец, меч прошел Ее сердце, когда Ее Сына распинали на Кресте... Позже пришло время, когда Сын Божий, ставший сыном человеческим, жизнь Свою, по любви к нам, отдал за нас.

И вот это сочетание дивной Божественной любви в такой простой ласке и отдаче Себя Божией Матери и в таком страшном подвиге крестной, самозабвенной любви на Кресте вызывают в нас ужас и трепет, которые переплетаются с нашим ликованием.

Мы сейчас в Великом посту. Весь пост устремлен к Воскресению Христову. В течение первых недель Церковь обращает наше внимание на те грехи, которые отдаляют нас от Бога; а потом вдруг раскрывается перед нами, неделя за неделей, что Бог делает, что Он творит, чтобы нас спасти: Торжество Православия, Торжество Бога в человеческих сердцах, которые Его воспринимают, любят, отдаются Ему и познают глубины Божии... Праздник святителя Григория Паламы, который провозвестил нам, что благодать Божия это не только дар, это Сам Бог, отдающий Себя безгранично нам... А теперь праздник Благовещения: приход Самого Христа, отдача Богом Самого Себя нам...

И вот мы на пути к Воскресению Христову; приближается праздников Праздник, Торжество из торжеств, когда уже весь ужас, весь трепет и страх и Благовещения, и выноса Креста, и Распятия вдруг воссияют торжеством... Воскрес Христос; уже смерть над Ним не имеет власти; уже Он победил грех, смерть; уже нет между Богом и человеком непроходимой бездны; уже в Нем человек вошел не только в вечную жизнь, но в глубины Таинственной Божественной Троицы; на престоле Божием, воскресением и вознесением Его, воссел в плоти человеческой Сын Божий... Вся трагедия сейчас разрешилась победой и торжеством; мы ликуем об этой победе, мы поем, что воскрес Христос, что уже мертвых ни един во гробе, что весь ужас в прошлом. А вместе с этим в каком страшном и ужасном мире мы живем! Любовь Божия нам дается но принимаем ли мы ее? Бог стал человеком, чтобы мы стали Его братьями и сестрами и стали бы Божественными людьми на земле, осиянными, пронизанными вечной Божественной жизнью, а мы?..

И вот мы все продолжаем выносить Крест, и все еще, празднуя Благовещение, мы помним, что Божией Матери меч прошел, пронзил сердце... Разве этого недостаточно, чтобы нас побудить жить той новой, Божественной жизнью, которую нам Господь дает в Своем воскресении? Разве мы напрасно поем: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробах живот, жизнь даровав»?.. Нет, это правда! и поэтому будем устремляться не только к празднику Воскресения Христова, но к самой его реальности в приобщении Божественной, вечной жизни. А потом, охваченные, как пожаром, жизнью Христовой, жизнью Божией, выйдем в жизнь земли, в мир, который сейчас все еще в потемках, во мраке, в страдании; выйдем в эту жизнь, как Христос в нее вошел, чтобы жизнь нашу всю, без остатка, отдать ради веры в человека, ради веры в Бога, ради победы любви, ради вечной жизни и торжества. Аминь.

Электронная библиотека
«Митрополит Сурожский Антоний»,

www.metropolit-anthony.orc.ru



©   "Русская мысль", Париж,
N 4451, 10 апреля 2003 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

     ...