Время Церкви:

Николай Лосский:
«Это важный шаг на пути создания Западноевропейской поместной православной Церкви»

Николай Лосский (дьякон) профессор Нантеровского университета, профессор Богословского Свято-Сергиевского института в Париже.
Я его оцениваю очень положительно, потому что нахожу в нем все то, к чему мы здесь во Франции стремимся уже много лет, а именно призыв к построению в будущем поместной православной Церкви во всей Западной Европе, а не только во Франции. Послание Алексия II это большой шаг вперед в этом направлении. Это первое. Второе: в первый раз Патриарх Алексий II ссылается на постановления Всероссийского поместного собора 1917-1918 годов в смысле выборности епископов. Это та модель, которая была построена владыкой Антонием Сурожским в своей епархии в Великобритании и в смысле автономии, и главным образом в смысле выборности епископов. К сожалению, это положение никогда не применяли в России. В свое время патриарх Алексий I сказал митрополиту Антонию: ты эти положения применяй, но только имей в виду, что мы в России из-за нашего положения принять это официально не можем. А теперь в послании Патриарха Алексия II это принимается впервые. Этот второй пункт очень важен для меня, и я надеюсь, что то, что Патриарх Московский предлагает для нас, будет иметь влияние и на Россию.

Это канон. Это утверждение подразумевается и в постановлениях Собора 1917-1918 годов, и это древнейшие законы Церкви. Так же и после выборов епископа в Архиепископии (на рю Дарю) Синод и Патриарх Константинопольский Варфоломей должны утвердить избранного предстоятеля.

Конечно, это вопрос сложный. Но также вы знаете, что в Москве российскую территорию считают канонической территорией РПЦ, особенно по отношению к католикам. Вы могли заметить, что о лютеранах или других протестантах в данном контексте не говорится никогда. Почему? Потому что католическую Церковь, и это я всегда католикам говорю, признают как Церковь, а два епископа в одном месте не могут сосуществовать. В то время как наше присутствие во Франции, на канонической территории католической Церкви, выглядит иначе все наши епископы имеют титулы, которые не относятся к конкретной территории. Например, в Великобритании это Сурожский, а не лондонский епископ, во Франции Корсунский, а не парижский и т.д. То есть у них нет звания епископа города, где одновременно находится католический епископ. А католики в России сделали так, что епископ в Москве, хотя и называется епископом Божьей матери, но именно в Москве у него нет титула какой-нибудь «забытой провинции» Италии. Вот в чем разница. Наши епископы никогда не дублируют католических епископов, поэтому вопрос о посягательстве на каноническую территорию католиков тут не стоит.

И я принадлежу к этой группе людей, и я в Москве не раз это повторял. В конце текста Патриарха так и сказано, что создание митрополичьего округа и есть шаг в этом направлении создания не французской, а западноевропейской православной Церкви. Но это вопрос соборного соединения всех православных Церквей Константинопольской, Московской, Сербской, Румынской, Сирийской, Антиохийской и т.д. Алексий II в своем послании их не перечисляет, но говорит, что это шаг в данном направлении. Дело, однако, в том, что в Париже многие из сторонников такого рода поместной Церкви думают только о Франции, а остальная Европа их не интересует. Но пока автокефальная православная Церковь во Франции невозможна нас не так много, а если взять всю Европу, как Патриарх предлагает, то это вполне реально.



©   "Русская мысль", Париж,
N 4453, 24 апреля 2003 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

[an error occurred while processing this directive]  ...