СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ХРОНИКА

Главным в Государственной Думе на прошлой неделе было, несомненно, обсуждение поправок к конституции. Ожидалось и рассмотрение двух законопроектов о Конституционном Собрании - органе, который, наряду с общенародным референдумом, уполномочен вносить изменения в первую, вторую и девятую главы конституции, определяющие основы государственного устройства России. Однако на совете Думы представитель президента сообщил, что в ближайшее время президент внесет в нижнюю палату свой законопроект о Конституционном Собрании. После этого авторы двух конкурирующих думских проектов: депутат Вячеслав Зволинский и группа в составе Анатолия Лукьянова, Геннадия Зюганова, Николая Харитонова и Николая Рыжкова - предложили подождать и обсуждать все варианты единовременно.

Процесс не пошел

На заседание Думы было вынесено пять поправок к конституции. Не обсуждались, но подготовлены поправки о предоставлении Государственной Думе (а не Совету Федерации, как сейчас) права назначать судей, о преодолении Думой вето Совета Федерации, о расширении оснований для отрешения президента от должности и другие - общим числом около 30. Три из пакета поправок предложила сама Дума. Все они были связаны с проблемой парламентского контроля. В ст.101, 102, 103 предлагалось внести изменения, которые сделали бы возможным создание парламентских комиссий для расследования деятельности должностных лиц. Поправки к ст.83, 103, 112 предусматривали необходимость согласования с Государственной Думой не только кандидатуры председателя правительства, но и его заместителей, министров финансов, обороны, иностранных и внутренних дел, а также руководителей ФСБ и СВР. Наконец, внесение поправок в ст.103 и 117 позволило бы Думе выражать вотум недоверия не только правительству в целом, но и отдельным министрам (тем, чьи кандидатуры она собирается утверждать). Таким образом, все предложенные Думой поправки направлены на расширение полномочий парламента в ущерб полномочиям президента. Проблема в том, что в случае их принятия Россия превращается не в парламентскую а в "полупарламентскую" республику, в коей парламент обладает колоссальными полномочиями, но никоим образом не отвечает за ситуацию в стране, поскольку парламентское большинство не формирует правительства, как в "нормальных" парламентских республиках.

По мнению основных двигателей конституционного процесса - лидеров левого большинства Думы, - существующая конституция написана "под Ельцина" и сосредотачивает все властные полномочия и рычаги в руках президента, ущемляя при этом представительную власть. С точки зрения практически всех депутатов - и это естественно, - наиболее зрелую форму демократии, к которой должна стремиться Россия, представляет парламентская республика, а не имеющая место сейчас президентская или "суперпрезидентская".

Президент долгое время был не склонен идти на уступки, однако в ходе политического кризиса, он признал необходимость внесения поправок в конституцию, но, как выразился в Думе его представитель Александр Котенков, "не в сторону одностороннего изменения полномочий". Сейчас президентская сторона предлагает создать комиссию для выработки единого законопроекта о внесении изменений в конституцию. Дума не без оснований опасается, что это - лучший способ замотать вопрос.

Для принятия поправок к конституции необходимо 300 голосов депутатов. Три левых фракции: КПРФ, "Народовластие" и Аграрная депутатская группа - контролируют в совокупности примерно 225-226 голосов. Изменить конституцию сами, без поддержки фракций левого центра и центра, они не могут. Для этого нужна широкая коалиция - например, с "Яблоком" (примерно 45 депутатов), частью "Российских регионов" (около 40 голосов) и независимыми (примерно 15). А коалиции не получилось. Несмотря на то, что поправки представляла член "Яблока" Елена Мизулина, фракция поддержала, и то сквозь зубы, лишь идею следственных комиссий. Депутаты от фракции НДР хвалили парламентскую республику, но поправки поддержать отказались. У "Российских регионов" единого мнения не было. Жириновцы озвучили свою обычную позицию: "А Баба Яга - против!" Самая "проходная поправка" - о расширении парламентского контроля путем создания парламентских комиссий - получила 283 голоса. А поправки предложенные Советом Федерации, оказались так же непопулярны среди депутатов, как и сама "губернаторская" палата.

В отсутствие любви и смерти

То ли из тактических соображений, то ли по причине склеротических изменений сосудов, но так или иначе правительство будто забыло о существовании Думы. Ни антикризисных пакетов, ни судьбоносных законопроектов об оздоровлении банковской системы. Обыкновенный бюджет на 1999 г. пока не поступил, а чрезвычайный на этот год - уже отозвали. Премьер в Охотный ряд ни ногой. Даже министр топлива и энергетики Сергей Генералов пренебрег и не явился докладывать парламентариям насчет Бурейской ГЭС.

Застоявшаяся Дума чудит и рассматривает уже совсем невиданные законопроекты. Например, в первом чтении приняли закон "О компенсации потерь сельхозтоваропроизводителей в связи с нарушением сложившегося паритета цен". Наши аграрии подсчитали, что с 1991 г. цены на продукцию промышленности выросли в 8 тыс. раз, на дары АПК - только в 1700. Вот они и просят, чтобы государство вернуло им разницу. Откуда, из чьего кармана - не их забота. А еще предлагали вообще отменить минимальный норматив на размеры собственного капитала для банков - это все-таки завалили. Маленьким банкам, видите ли, тяжело. А то, что тогда любой Том Сойер сможет стать банкиром и привлекать средства граждан, имея в качестве обеспечения дохлую кошку и пару стеклянных шариков - это нормально. Или другая была идея (тоже, к счастью, не прошла) - запретить предприятиям иметь несколько расчетных счетов. А то они открывают по двадцать штук, причем в разных банках: деньги, злодеи, прячут. Мысль ценная, но до конца не доведена, да и время упущено. Вот приняли бы весной закон, о том что все юридические лица обязаны иметь один расчетный счет - в СБС-АГРО. Какая бы сейчас была финансовая прозрачность!

ЕКАТЕРИНА МИХАЙЛОВСКАЯ

Москва

(С) "Русская мысль", N 4242,
Париж, 22 октября 1998 г.

 

К оглавлению архива газеты

К оглавлению этого выпуска

Следующий материал

На главную страницу газеты


      РУССКАЯ МЫСЛЬ