ПО ВЫСТАВОЧНЫМ ЗАЛАМ

"Урок живописи"

Выставка Якопо Тинторетто в Париже

Парижская мэрия проводит в этом году нечто вроде фестивального показа, названного "Итальянская осень". Данное мероприятие состоит из трех показов искусства трех итальянских художников трех эпох.

Начато дело размещением в мэрии пятого парижского округа примерно полутора десятков картин итальянского художника эпохи позднего Возрождения Якопо Тинторетто (1518-1594).

Тинторетто, в отличие, например, от его ученика Эль Греко, в сущности, никогда не входил в "джентльменский набор" имен, употребляемых в светских разговорах об искусстве во второй половине нашего века. Им интересуются разве что на месте, в его дивной Венеции, где им расписаны многие церкви и парадные залы: приходят, восхищаются, уходят.

В самом деле, никаких особых аллюзий на искусство ХХ века он не вызывает, пребывает в обособленном музейном пространстве, где, конечно, занимает подобающее место, нередко будучи заслонен своими знаменитыми современниками Тицианом и Веронезе (которые тоже, впрочем, в салонных разговорах общекультурного типа фигурируют мало).

Итак, парижская мэрия дерзнула. Кто знает экспозиционное помещение мэрии пятого округа? А теперь знают многие. Это чрезвычайно удобно, прямо на площади у Пантеона, и публика гуськом проходит по парадным лестницам в стиле "ренессанс", чтобы постоять перед слабо освещенными лампочками вещами.

Устроители не отмечают, какая именно работа написана самим Тинторетто, а какая - мастерской при его участии или вообще без такового. Ясно, что наиболее совершенные работы Тинторетто остались в знаменитых венецианских церквях, а те, что привезены, составляют так называемый "второй ряд". Но дело не в этом. Устроители, как явствует из названия выставки, просто хотят дать "урок живописи", показать качественную живопись как таковую, совсем не обязательно шедевры.

Некоторые картины прибыли из Венеции ("Рождество Богоматери", церковь Сан-Заккария; "История св. Екатерины Александрийской", палаццо Патриаркале), другие собраны из провинциальных французских собраний ("Портрет молодого человека", Безансон; "Соломон и царица Савская", замок Шенонсо в Турени).

Большое и плохо сохранившееся полотно "Тайная вечеря" (1559) хранится в парижской церкви Сен-Франсуа-Ксавье. Рядом с картиной представлены фотографии, запечатлевшие процесс реставрации этой, казалось бы, почти безнадежно попорченной картины (трещины, записи, утраты красочного слоя как такового или верхних слоев). Картина, однако, после вмешательства реставраторов заблистала. Мятущиеся фигуры апостолов вокруг стола с белой скатертью, на котором поставлены графины с красным вином и хлеб, дают художнику возможность, что называется, "закрутить" композицию в той бесподобной манере, как это умел один Тинторетто...

Кроме Тинторетто, в подведомственном городской мэрии музее Малого Дворца 22 октября открывается выставка произведений Дж.Б.Тьеполо (первая во Франции), а 13 ноября там же пройдет выставка, посвященная итальянскому городку Ассизи, в сентябре 1997 года пострадавшему от землетрясения. Оттуда привезут 60 произведений искусства XII-XV веков (живопись, скульптура, манускрипты, керамика, реликварии и т.д.). Ряд материалов будет посвящен показу ущерба, причиненного землетрясением фрескам Джотто в базилике св. Франциска Ассизского.

АНАТОЛИЙ КОПЕЙКИН

Париж

(С) "Русская мысль", N 4242,
Париж, 22 октября 1998 г.

 

К оглавлению архива газеты

К оглавлению этого выпуска

Следующий материал

На главную страницу газеты


      РУССКАЯ МЫСЛЬ