МИР ЗА НЕДЕЛЮ

БЕЛГРАД - БРЮССЕЛЬ:

Накануне и после 27 октября

24 октября Совет Безопасности ООН принял резолюцию, разрешающую деятельность в Косове миссии международных невооруженных наблюдателей. Требования, содержащиеся в резолюции, включают полное прекращение военных действий обеими сторонами, вывод сил безопасности, возвращение беженцев и начало диалога между конфликтующими сторонами. Резолюция подтверждает право НАТО вести наблюдение с воздуха за выполнением соглашения о прекращении военных действий. В документе также говорится о возможности принятия мер для защиты наблюдателей. Резолюция не предусматривает применения силы в случае, если власти Югославии откажутся выполнить соглашение Холбрука и Милошевича и вывести войска из Косова.

Резолюция была принята 13 голосами при двух воздержавшихся - России и КНР. Информационные агенства сообщают, что авторы резолюции пошли навстречу требованиям России и убрали из нее положения, дающие НАТО право на прямое военное вмешательство. Тем не менее Москва не сочла возможным поддержать предложенный проект. Ответ на вопрос о причинах такой позиции следует искать во внутриполитической ситуации. Государственная Дума приняла новую резолюцию, подтверждающую намерение России в случае военной операции в Косове не соблюдать эмбарго на поставки оружия СРЮ. А премьер-министр Е.Примаков прямо заявил: "Пусть никто не думает, что если у нас тяжелая экономическая ситуация, то мы сидим на крючке".

Согласившись на изменения в тексте резолюции, США и страны Западной Европы продемонстрировали свою готовность считаться с позицией России. Но в то же время в странах Западной Европы и США растет понимание парадоксальности ситуации и тех опасностей, которыми грозит военное вмешательство извне. Германская газета "Вельт", например, замечает: "Запад столь внимательно следил за каждым политическим жестом Милошевича, что практически вне его поля зрения осталась другая сторона конфликта - подпольная армия косовских сепаратистов. Это было непростительным упущением. Ибо именно на этот психологический эффект и расчитывала АОК, пытаясь развязать себе руки. Теперь Запад оказался перед дилеммой: следует ли считать ответные удары югославской армии нарушением белградских договоренностей. Если за этим последует жесткая реакция НАТО, то АОК может торжествовать, ибо это означало бы, что небольшой армии сепаратистов удалось превратить НАТО в средство достижения своих целей. Если же Запад ограничится предупреждением в адрес обеих сторон, то это может подорвать авторитет НАТО, чем может воспользоваться Милошевич".

Еще более резко высказался один из самых известных американских специалистов по бывшей Югославии Дж. Кейни. Он считает, что и сербская, и албанская стороны пытаются оказать давление на наблюдателей. Совершенно ясно, что без присутствия международных сил обе стороны вновь начнут войну. Промедление с отправкой войск означает эскалацию конфликта. При этом, как подчеркнул политолог, США уже не считают косовскую проблему первоочередной. По его мнению, теперь уже Р.Холбрук просит С.Милошевича дать НАТО возможность выйти из сложившейся ситуации без ущерба для своего престижа.

Но сложность ситуации состоит не только в позиции Милошевича и Сербии. Во-первых, нет соглашения с косовскими албанцами, и никто не знает, как заставить их лидеров пойти на неизбежные уступки, без которых невозможно выполнение соглашения, и какова будет цена этих уступок. Пока многие представители албанской стороны говорят, что они не участвовали в выработке соглашения, не подписывали его и не будут выполнять. Осталась нерешенной и старая проблема - с кем вести переговоры, кого признать в качестве лидеров расколотого движения косоваров и возможно ли вести переговоры с представителями Армии освобождения Косова. Последнее, с точки зрения реальной политики, необходимо, а с точки зрения права означало бы признание вооруженной сепаратистской организации.

После предусмотренного соглашением вывода югославских войск в Косове объективно возникает ничейная территория. Невооруженные наблюдатели будут не в состоянии ее контролировать, поскольку сами нуждаются в защите. Возможны два варианта дальнейшего развития событий. Первый - введение на территорию Косова международных сухопутных воинских контингентов для разъединения сторон и обеспечения безопасности наблюдателей. Но не приведет ли это к тому, что днем эти силы будут охранять косовских албанцев, а по ночам - югославскую армию?

Второй вариант - вступление на территорию Косова бойцов АОК. Вслед за этим последует создание новых - албанских - органов власти, и возникнет впечатление, что НАТО поддерживает отделение Косово от Югославии и, в перспективе, создание "Великой Албании". К албанцам никаких особых требований не предъявляют ни ООН, ни НАТО. Да и бомбить террористов невозможно. Нужны иные меры воздействия - перекрыть границы, что сделало бы невозможным поступление вооружений, а также перерезать финансовые потоки.

НАТО своими ультиматумами способствует объединению большинства сербов вокруг Милошевича, а Россия противодействием осуществлению этих ультиматумов дает президенту Югославии возможность широкого политического маневрирования. Таким образом, "внешние силы", выступая на словах за развитие демократии в Сербии, способствуют укреплению С.Милошевича, его власти и усилению радикальных тенденций в Сербии.

Представители США и Великобритании отдают себе отчет в том, что к 27 октября, новому сроку ультиматума, сербские войска не будут полностью выведены из Косова. Министр иностранных дел Великобритании Р.Кук, посетивший недавно Балканы и встречавшийся с лидерами косовских албанцев, считает, что это не обязательно повлечет за собой начало авиаударов НАТО. В интервью Би-Би-Си он назвал начавшийся вывод войск "внушающим доверие", подчеркнув, что войска НАТО должны по-прежнему находиться в состоянии боевой готовности. "Это лишь начало процесса, а не его конец", - заявил министр. Со своей стороны, представители НАТО заявили, что войска выводятся слишком медленно.

25 октября все внимание было приковано к визиту в Белград У.Кларка, командующего силами НАТО в Европе, и К.Науманна, председателя военого комитета НАТО. Они в очередной раз пытались убедить президента Югославии выполнить резолюции СБ ООН и подписанное им соглашение с Холбруком. В понедельник генералы вылетели в Брюссель, не сделав заявления для печати. Если НАТО решит, что Белград требования не выполняет, то могут быть нанесены военные удары. Но наблюдатели считают, что возможность ударов НАТО после последних переговоров в Белграде стала значительно меньше. С.Милошевич даже пообещал вывести дополнительный контингент сербских войск еще до 27 октября, то есть до истечения нового срока ультиматума.

Поэтому скорее всего срок ультиматума будет продлен при сохранении в полной боеготовности вооруженных сил НАТО, которую отменят только в случае достижения значительного прогресса. Это даст возможность миссии ОБСЕ начать свою работу. Пока же обе враждующие стороны укрепляют свои позиции в центральной части Косова.

СЕРГЕЙ РОМАНЕНКО

Москва

©"Русская мысль" N 4243,
Париж, 29 октября 1998г.


   ....   ...      РУССКАЯ МЫСЛЬ