КНИЖНАЯ ПОЛКА

Сотворение катастрофы

Личность и власть: интеркультурный диалог. М., Московский философский фонд, 1998. 169 с.

"Личная свобода есть материя, из которой шьется всякая социальная одежда". Эти слова Георгия Федотова сделались как бы лейтмотивом очередного издания Московского философского фонда. Сборник статей составлен по материалам конференции, проведенной в этом году в Москве журналом "Вопросы философии" и Немецким культурным центром имени Гете. "Тема взаимоотношения личности и власти - исключительно злободневный, острый и даже болезненный вопрос, прямым образом относящийся к постоянным размышлениям нашим и наших немецких коллег, ибо речь идет в конечном счете о судьбе русской и немецкой культур, а стало быть, и о судьбе всей Европы и всего человечества", - напоминает в предисловии к сборнику главный редактор "Вопросов философии" В.Лекторский.

Наиболее интересными представляются статьи, в которых осмысление многовекового российского бытия проецируется на современные процессы. При этом одни авторы непосредственно, в тексте работы сопрягают прошлое с настоящим, другие же предоставляют выводы на усмотрение читателя.

"В литературе можно встретить мнение, что русское самодержавие есть прямое продолжение удельных вотчинных княжеств, а московский царь есть следствие княжьей власти. И если с социально-экономической точки зрения в таком утверждении есть собственная логика, то, обратившись к русским книжникам - свидетелям истории, мы обнаружим явный прерыв традиции". Так начинается статья М.Киселевой "Князь и царь глазами древнерусских книжников". В чем же состоял этот прерыв?

Книжники поддерживали собирание князьями русских земель, поддерживали самодержавие в изначальном смысле этого слова ("термин самодержец был знаком того, что московский государь уже не признавал себя данником татарского хана", - писал В.Ключевский). Однако проблемы, стоявшие перед Россией, менялись: на смену борьбе за независимость пришли века самовластия и смут. "Книжность, всегда стоявшая на страже порядка, отреагировала на этот разгул стихии: всеми силами сохраняя идеи порядка в государстве, независимости в вере, порицая разбой... Таким образом русская культура впервые умом и служением книжников собственному делу попыталась освоить возможность свободы внутри самодержавного государства. Свобода на Руси долго понималась как освобождение от иноземного ига; свобода же в собственном государстве как право на жизнь, свобода слова, личности не осмыслялась и не отстаивалась. На установление самодержавия и централизацию русская культура ответила освоением свободы".

"Личность и власть в России: сотворение катастрофы". Так озаглавлена статья В.Кантора, ее тема: становление личности как основная проблема развития России.

"В России все те, кто читают, ненавидят власть, те же, кто ее признает, не читают вовсе", - напоминает автор слова Герцена. В.Кантор не только прослеживает метаморфозы интеллигентского сознания, уже приведшие однажды Россию к катастрофе, - он анализирует основную причину этих метаморфоз. "Гениальная диалектика свободы в христианстве, сформулированная Достоевским, не могла быть воспринята интеллигенцией в силу духовной неподготовленности и неразвитости в ней подлинного личностного принципа... Русская интеллигенция оказалась в той пугавшей Достоевского позиции полуобразованных, золотых посредственностей, полуличностей, которые были уверены, что быть личностью - это историческое злодеяние против народа".

И каков же сегодняшний итог "развития"?

"Раньше власть не любили те, кто читал. Нынче те, кто пишут. За это теперь не ссылают, не сажают, а приглашают в ту же Думу, то есть во власть. Ругать власть стало способом проникнуть в ее состав. Это отнюдь не личности, это массовые имитаторы, научившиеся произносить разнообразные слова. Но произнесенное, тем более напечатанное слово имеет важное свойство - иметь последствия... Разумеется, исторический опыт никогда и никого ничему не учил. Об этом можно сожалеть. Пока. Потом, возможно, придется рыдать.

Ибо, хотя нынешние "личности" пародийны, у них есть напор и постепенно завоевываемое мнение толпы"...

В статьях А.Игнатова и Л.Люкса анализируются сходство и различия фашизма - национал-социализма - коммунизма.

""Свобода от государства" и "свобода через государство": о нелиберальности посткоммунистической России и ответственности либералов". Так озаглавлена статья Б.Капустина.

Значительная часть тиража сборника разошлась в вузах как учебное пособие, главная его цель - способствовать формированию у молодежи личностного, правового сознания. Наверно, сегодня это звучит несколько иронично. Что ж, Россия - страна не сбывающихся, но зато никогда и не исчезающих надежд.

ВАЛЕРИЙ СЕНДЕРОВ

Москва

©"Русская мысль" N 4243,
Париж, 29 октября 1998г.


   ....   ...      РУССКАЯ МЫСЛЬ