ПО ВЫСТАВОЧНЫМ ЗАЛАМ

Легенда Шагала

Выставка в Льеже

Из 80 произведений художника, представленных в зале Св. Георгия в Льеже, половина принадлежит его наследникам, еще четверть заимствована из частных коллекций, остальные из музейных собраний Японии, Европы и Америки. Тот факт, что некоторые работы до этой выставки практически никогда не показывались публике, делает экспозицию важным событием. Выставка эта своеобразный лирический дневник художника, где произведения (автопортреты, портреты брата Давида и сестры Лизы, жены Беллы и дочери Иды) становятся как бы дневниковыми записями, неотъемлемыми частями семейной хроники.

Открытие выставки проходило при участии внучки художника Мерет МейерГрабер, чья семья предоставила половину работ. Я задала ей несколько вопросов.

- Во многих произведениях Шагала присутствует Витебск город, где он вырос. Вы там бывали?

- В прошлом году мы организовали выставку работ Шагала в Белоруссии в Минске и Витебске. Я надеюсь, что мы туда еще вернемся. Поездка была очень эмоциональной, потому что мы увидели мир юности Шагала, встречались с людьми, которые знают и любят его творчество.

- В России Марк Шагал это легенда. И по тому, сколько поколений о нем слышали и не видели его работ в музеях, и по тому, что его творчество прошло почти через все столетие.

- Мы хотели сделать эту легенду более осязаемой, приблизить Шагала к его соотечественникам. И думаю, нам это удалось. Мы решили начать с Белоруссии, потому что там его работ почти нет, а в Москве и Петербурге картины Шагала выставлены в музеях, и публика может их видеть. Теперь у нас установились тесные контакты с сотрудниками белорусских музеев, и мы будем их развивать.

- Увидели ли вы в теперешнем Витебске город юности художника?

- Конечно, город очень изменился. Многое разрушено, и тем не менее мы смогли в городских пейзажах найти город Марка Шагала, который он рисовал всю жизнь.

- Вы много времени уделяете организации выставок Шагала. Какое влияние он оказал на вас?

- Нас было трое внуков. И хотя мы не жили вместе, а только навещали дедушку, эти встречи были чрезвычайно важными для нашего формирования. Мы ценили возможность присутствовать в его ателье, наблюдать, как он работает, потом участвовать в непринужденных разговорах, дискуссиях, которые, бывало, переходили в целые лекции по истории искусства.

- Какие из работ, выставленных в Льеже, вам особенно дороги?

- Семейные портреты: Давида, Иды, Лизы.

- Вы любите Шагала, потому что это творчество вашего дедушки или вас восхищает его гениальность?

- Раньше в первую очередь я его любила, потому что это мой дедушка. Теперь я провожу много времени в библиотеках, работаю с каталогами, книгами, чтобы подвести научную базу под мои впечатления. Кроме того, у нас уходит много времени, чтобы отличить подлинники от подделок, которых очень много.

- Как получилось, что выставка организована в Льеже?

- Одна из причин сентиментальная. Музей Льежа был одним из редких музеев, который в 1939 году, в разгар фашизма, приобрел в Лозанне работу Шагала "Голубой дом". Когда город решил организовать выставку, взяв "Голубой дом" за отправную точку экспозиции, мы пошли ему навстречу, предоставив работы из нашей коллекции. Мы любим Льеж, Бельгию и рады, что удалось чтото сделать для города.

Выставка Шагала в Льеже первая в Бельгии за последние 40 лет. На ней представлены живописные работы, а также пастели и гуаши с 1909 ("Ателье в Нарве") до 1981 года ("Деревенский праздник"). Основная часть произведений относится к русскому периоду, то есть к началу творческой биографии Шагала.

Он родился в Витебске в 1887 году. В то время население города составляли мелкие торговцы, жившие в маленьких домах, половина из 50 тысяч жителей были евреи.

Выставка открывается работой 1920 года "Голубой дом" последней работой, написанной в Витебске. Вскоре он уехал в Москву, затем в 1922 году в Берлин, а несколько месяцев спустя в Париж, где и поселился.

Работы распределены по нескольким тематическим разделам. Один из них озаглавлен "Белла, моя любовь". Он открывается двойным портретом Белла в подвенечном платье, за ней художник в профиль с палитрой в руках. Представлена там и большая картина "Посвящается Белле". Начатая в 1943 году в Америке, где супруги жили во время войны, работа была закончена в 1944 году после внезапной смерти жены. Ее смерть была тяжким ударом для художника. Он записал в дневнике: "В 6 вечера 2 сентября 1944 года Беллы не стало. Земля стенала, и буря неистовствовала. Темнота окутала вселенную". Несколько месяцев Шагал вообще не писал картин, потом обратился к изображению смерти. Работы этого периода ("Смерть", "Домашний очаг", "Зеленый глаз") свидетельствуют о трагическом мироощущении мастера.

Из акварельных работ особенно интересны эскизы к оформлению плафона зрительного зала Парижской Оперы, заказанного в 1963 году тогдашним министром культуры Андре Мальро. По ним можно проследить логику замысла художника. По кругу расположены образы из знаменитых балетов и опер: обнявшиеся любовники из "Тристана и Изольды", Борис Годунов в царской мантии и со скипетром, сцены из "Лебединого озера". Все это перемешано с изображением фасада Парижской Оперы, Триумфальной арки, Вандомской колонны и дополнено любимыми атрибутами художника: скрипкой, виолончелью, петухом. Наивная композиция, бесхитростный замысел создают бесподобный эффект легкости и прозрачности.

Темы Шагала разнообразны, но и они с завидной цикличностью повторялись. Парящая в воздухе пара на выставке встречается полтора десятка раз: она парит над Витебском, над Парижем, над последней мастерской Шагала в СенПольдеВансе.

Художник часто обращался к изображению Иисуса (впервые в 1909 году). "Я не могу себе представить Христа, принадлежащего исключительно какойто определенной религии или догме. Христос для меня сын человеческий, полный любви и горя". На выставке представлено пять "Распятий", на которых Иисус страдающий свидетель всего ужасного и искаженного, что происходит в мире.

Особняком стоит портрет Валентины ("Вавы") Бродской, второй жены Шагала. Прямая неподвижная фигура, устремленный на зрителя взгляд напоминают византийские фрески. Темные плотные краски, наложенные густыми слоями на полотно: застывшее лицо бутылочного цвета, лиловое платье, голубые руки создают ощущение какойто чрезмерной пестроты.

В 1973 году 86летний художник приехал в Россию. В Третьяковской галерее прошла выставка его работ, и впервые за много лет москвичи смогли увидеть живопись легендарного художника. Посетить Витебск художник отказался: "Что я увижу сейчас там, я не пойму. Более того, может оказаться, что образ города, который составляет один из важнейших аспектов моей жизни, больше не существует. Будет больно".

Экспозиция завершается тремя автопортретами.

Но главная картина на выставке это, конечно, "Голубой дом". Это одна из трех работ, приобретенных музеем Льежа в 1939 году на распродаже нацистами "выродившегося искусства" из немецких музеев. Две другие работы принадлежат кисти Гогена и Пикассо. И эти работы великих художников нашего века единственные в музее Льежа.

Выставка открыта до 20 декабря все дни, кроме понедельника, с 9 до 18 часов.

ЛАРИСА ДОКТОРОВА

Льеж Брюссель

©"Русская мысль" N 4243,
Париж, 29 октября 1998г.


   ....   ...      РУССКАЯ МЫСЛЬ