МИР ИСКУССТВА

 

Парижский концерт из произведений Галины Уствольской

В этом году в рамках фестиваля "Парижская осень" в театре "Буфф дю нор" прошел концерт одного из самых сложных композиторов нашего времени Галины Уствольской.

Композитор давно уже не дает интервью, не фотографируется для газет и журналов, не присутствует на собственных концертах. Поэтому в статьях, программках концертов, посвященных ей книгах постоянно повторяются редкие высказывания автора, например: "Я прошу всех тех, кто по-настоящему любит мою музыку, отказаться от любого ее теоретического анализа"; "Моя музыка ни в коем случае не является музыкой камерной, даже когда речь идет о сонате для солирующего инструмента"; "Я не признаю заказа". Она говорит, что ее произведения "полны религиозным чувством. Только в церкви они могут звучать лучше всего".

Мир ее музыки "черно-белый", наполненный страданием, вобравший боль и не находящий искупления, катарсиса. Это напоминает мир Достоевского, воплощенный в звуке.

К публикации композитор допустила только 25 своих произведений, полностью отбросив ранние опусы, созданные в 50-е годы, связанные с характерными темами соцреализма. (Из первых произведений остался только Концерт для фортепьяно, струнного оркестра и цимбал, созданный в 1946 году).

Ученица Шостаковича, она в свою очередь долгие годы преподает композицию в музыкальном училище имени Римского-Корсакова при Петербургской консерватории (среди ее учеников известный петербургский композитор Б.Тищенко).

Ее сочинения долгое время не исполнялись. Признание пришло лишь в 80-е годы о ее творчестве узнали и на Западе. В 1991 году в Петербурге состоялся ее авторский концерт. В то время ей исполнилось 72 года. Но наступившая известность не изменила стиля жизни петербургской отшельницы.

Недавний парижский концерт в театре "Буфф дю нор", составленный из произведений Г.Уствольской, состоял из двух частей. Сначала была исполнена Соната для скрипки и фортепьяно (1952) и Соната для фортепьяно (1986). Во второй части прозвучали три композиции 70-х годов: "Dona nobis pacem" ("Даруй нам мир") для флейты-пикколо, тубы и фортепьяно; "Dies irae" ("День гнева") для 8 контрабасов, ударных и фортепьяно и "Benedictus qui venit" ("Благословен Грядущий") для 4 флейт, 4 фаготов и фортепьяно. Эти произведения были великолепно исполнены известным "Ансамблем имени Шенберга" во главе с одаренным и тонким музыкантом пианистом Рейнбертом де Леу (которому посвящен "Dies irae") и с участием прекрасной скрипачки Веры Бетс.

Безупречная выстроенность, самобытность и выстраданность музыки создали тот особый магнетизм напряжения, который превращает публику в верных адептов мастера.

Е.Л.

Париж

© "Русская мысль", N 4246,
Париж, 19 ноября 1998 г.


   



   ....