ПО ВЫСТАВОЧНЫМ ЗАЛАМ

Египетские портреты эпохи эллинизма.

Выставка в Лувре

В 305 году до Р.Х., после походов Александра Македонского, в Северном Египте было образовано государство Птолемеев (после завоевания римлянами в 30 году до Р.Х. его территория составила одну из римских провинций), и Египет стал частью эллинистического мира. Это событие очень важное - как для истории культуры Египта, так и для истории культуры Греции (а немного позднее Греции и Рима). До этого времени наиболее полную, хотя и не всегда достоверную информацию о Египте можно было почерпнуть из трудов Геродота (VI век до Р.Х.), а в III - II веках государство Птолемеев со столицей в Александрии стало одним из важных культурных центров эллинистического Средиземноморья. Фаюмские портреты, выставленные сейчас в Лувре (название это они получили по месту нахождения довольно большой их части), - один из самых интересных и ярких примеров синтеза египетской и греко-римской культуры первых веков нашей эры.

Портреты, выполненные в технике энкаустики на досках, использовались в качестве погребальных масок, их клали на лицо умершего, тело же было завернуто в льняные пелены. Иногда портрет писался не на доске, а прямо на льняном полотне, в которое заворачивали мумию. На выставке представлены и штуковые погребальные маски, многие из которых имеют небольшие отверстия по краям, чтобы привязывать их к телу, и льняные полотна с портретами умерших, и сами мумии. И хотя сейчас фаюмские портреты воспринимаются зрителем просто как портреты живших некогда людей, в свое время они занимали свое место в ряду предметов, связанных с погребением.

Штуковые маски не всегда имели портретное сходство с умершими. Чаще всего брали уже готовую штуковую основу (такие маски производились в Египте серийно) и уже на ней рисовали клеевыми красками черты лица, уши, волосы (таким же образом расписывались и саркофаги). Иногда использовали маску с изображением одного из богов; на выставке в Лувре представлена такая маска, изображающая Исиду-Афродиту. Культ египетских богов и богинь и, в особенности Исиды и Осириса, распространился в Греции после походов Александра Македонского, а в первых веках нашей эры из Греции в Египет, в это время уже провинцию римской империи, культ Исиды возвращается уже как культ верховной владычицы, объединивший в себе черты многих богинь греческого пантеона. В "Метаморфозах" Апулея (II век) Исида представляет себя Луцию следующим образом: "Там фригийцы, первенцы человечества, зовут меня Пессинунтской матерью богов, тут исконные обитатели Аттики - Минервой Кекропической, здесь кипряне, морем омываемые, - Пафийской Венерой, критские стрелки - Дианой Дикитиннской, трехъязычные сицилийцы - Стигийской Прозерпиной, элевсинцы - Церерой, древней богиней, одни - Юноной, другие - Беллоной, те - Гекатой, эти - Рамнузией, а эфиопы, которых озаряют первые лучи восходящего солнца, арии и богатые древней ученостью египтяне почитают меня так, как должно, называя настоящим моим именем - царственной Изидой".

В первых веках нашей эры наряду со штуковыми масками начинают использовать портреты на дереве в технике энкаустики (живопись горячим воском). Такие портреты появились в Риме в I веке до Р.Х. (техника же энкаустики имеет греческое происхождение), но они, к сожалению, не сохранились, и только благодаря использованию таких портретов в качестве погребальной маски в Египте, где довольно сухой климат (к тому же портреты были защищены от внешних воздействий льняными пеленами, в которые их заворачивали вместе с мумиями), мы имеем о них представление.

На выставке представлены портреты, происходящие из Фаюма, Тун-эль-Гебеля и Антинои. В этих портретах, в основном II-III веков, уже видно не только сходство с моделью (или по крайней мере старание как можно точнее передать черты лица, прическу), но также желание придать лицам выражение - грусти, отрешенности, внимания, а иногда - страха.

Что касается техники, в которой выполнены портреты, то интересно, что часто наряду с энкаустикой применяются клеевые краски, традиционно использовавшиеся египетскими мастерами для росписи саркофагов и масок. Например, локоны волос чаще рисовали клеевыми красками, а также иногда их использовали для штриховки в моделировке лиц, что делает некоторые портреты несколько сухими. Многие же портреты написаны очень живо, мастер старается передать, как свет падает на лицо, как оно изменяется в тени, что придает сходство этим портретам с росписями Геркуланума и Помпей.

Выставка получилась интересной не только с исторической точки зрения, как иллюстрация синтеза двух культур; но и просто с точки зрения художественного уровня: кроме портретов, хранящихся в Лувре, здесь представлено много очень известных и действительно мастерски исполненных портретов из Британского музея. Она открыта до 4 января 1999 года.

ЗИНАИДА ЮРОВСКАЯ

Париж

© "Русская мысль",
Париж,
N 4247 26.11.98 г.


   ....   ...      РУССКАЯ МЫСЛЬ