РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО

ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ

 

Редакция получила письмо из Православного Палестинского общества, в котором разбираются некоторые ошибки, допущенные в статье Семена Чертока "Русские раскопки" ("РМ" N4244). Автор пишет, что храм "Гроба Господня построен над евангельским Лобным местом - Голгофой и пещерой Вознесения". Автор письма в "РМ" Т.Каменева пишет:

Место Вознесения находится на вершине горы Елеон, которая стоит на востоке от Старого города Иерусалима и храма Гроба Господня. Храм Гроба Господня построен над пещерой Воскресения.

Автор статьи затем пишет: "...как и все русские храмы и монастыри, находившиеся до Шестидневной войны 1967 г. на территории Иордании, этот дом (т.е. "Русские раскопки". - Т.К.) принадлежит Русской Зарубежной Православной Церкви". Факт тот, что этот дом никогда не принадлежал и не принадлежит РЗПЦ, а всегда принадлежал и принадлежит Православному Палестинскому обществу.

Архимандрит Антонин (Капустин) был начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме с 1865 г. по 1894 г., и не он купил участок, на котором стоят "Русские раскопки" в 1859 г., а Палестинская комиссия, которая предшествовала Императорскому православному Палестинскому обществу, созданному в 1882 году.

Дело в том, что в то время, т.е. в 1859 г., ворота Старого города запирались от захода солнца до восхода. А русские паломники, которые ходили на ночные богослужения ко Гробу Господню, останавливались в "Русских постройках" (теперешнее Миграш Ха-Руссим"), которые находились вне Старого города. Поэтому появилась нужда "обеспечить возможность устроить в возможной близости к храму Гроба Господня такое подворье, в котором и русская духовная миссия, и наши поклонники могли бы находить временный приют, в течение тех часов, когда городские ворота еще не были отперты, а храм Гроба Господня уже затворялся", - пишет проф. А.А.Дмитриевский ("Императорское православное Палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века. 1882-1907. Историческая записка, составленная по поручению совета общества", с.47).

Шульц был не русский, как пишет С.Черток, а прусский консул, который интересовался археологией этого места не в 1864 г., а еще задолго до покупки его Палестинской комиссией - в 1844 г. Тогда он "написал отчет об остатках колонн и древних стен, находящихся на расстоянии 500 футов от храма Воскресения", - рассказывает в своей брошюре о значении порога Судных врат, найденных на "Русских раскопках", В.К.Антипов, администратор ППО в Иерусалиме в постреволюционное время (Иерусалим, 1953, с.3). И деятельность консула Пруссии Шульца в связи с местом около храма Гроба Господня на этом остановилась.

Участок около Гроба Господня стал русским в 1859 г., но оставался пустым до 1883 г. Накануне открытия ИППО в 1882 г. главный инициатор этого дела В.Н.Хитрово написал особую записку, в которой между прочим писал следующее: "Не менее важны ученые исследования или изыскания и раскопки на месте. Имена Иерусалима, Иордана, Вифлеема и Назарета так громки, что всякое ученое открытие, сделанное на Святой Земле, громко проходит по всей Европе, а значит, и у нас. Благодаря западным ученым поверх Святой Земли едва ли осталось что-либо исследовать, остается, насколько возможно, добиваться, что еще сокрыто землею и в этом отношении, можно сказать, Святая Земля представляет еще непочатую почти почву. Укажу как на пример русское место, прилегающее к храму Воскресения, и до настоящего времени заваленное вековым мусором. Раскопка его представляет огромный интерес для определения положения первоначальной базилики Константина" (А.А.Дмитриевский: ИППО и его деятельность. С.217-218).

И вот только что открывшееся в 1882 г. Православное Палестинское общество в целях распространения сведений о Святой Земле и научных исследований ее поручает в 1883 г. архимандриту Антонину (Капустину) как опытному археологу расчистить и изучить это место на средства председателя общества, великого князя Сергея Александровича. Архимандрит Антонин действительно привлек к своим работам известных археологов Клермон-Гано, Винсента, Шика и др. Архимандрит Антонин следил затем за постройкой гостиницы для паломников, а главное - за постройкой церкви.

В последнем параграфе своей статьи С.Черток подробно рассказывает, что в церкви, находящейся внутри здания "Русские раскопки", "устраивается каждый четверг богослужение, на котором молятся об упокоении души императора Александра III, основателя и первого председателя Императорского православного палестинского общества". Здесь опять неточность: первым председателем общества был брат императора великий князь Сергей Александрович.

Вот те сведения, которые нам кажется необходимым добавить к статье Семена Чертока.

Т.КАМЕНЕВА

Париж

© "Русская мысль",
Париж,
N 4247 26.11.98 г.


   ....   ...      РУССКАЯ МЫСЛЬ