In memoriam

Памяти Альберта Лемана

3 декабря в Москве в возрасте 83 лет скоропостижно скончался Альберт Семенович Леман, выдающийся русский композитор, пианист, с 1971 по 1997 год бессменный руководитель кафедры композиции Московской государственной консерватории имени Чайковского.

Он родился в городе Вольске в семье обрусевших немцев. С детства свободно владел немецким языком. Знание немецкой литературы и философии вошло в его культуру как необходимый компонент. Музыкальное образование он получил в Ленинградской консерватории, где его наставником по композиции был представитель знаменитой семьи Гнесиных - композитор Михаил Фабианович Гнесин, ученик Римского-Корсакова и Лядова. А.С.Леман учился в классе у М.Ф.Гнесина вместе с Т.Н.Хренниковым и А.И.Хачатуряном. По классу инструментовки он занимался с Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем.

Альберта Семеновича Лемана природа наградила не только выдающимся композиторским дарованием, но и исключительными организаторскими способностями. В годы блокады он остался в Ленинграде в должности руководителя музыкальным отделом городского управления искусств. Он был еще совсем молодым человеком, когда на его плечи легли заботы, связанные с физическим выживанием всех музыкантов, оставшихся в городе. Он непосредственно участвовал в организации ряда беспрецедентных музыкальных акций, в том числе первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича оркестром Ленинградской филармонии под управлением Карла Элиасберга.

А.С.Леман был выдающимся педагогом композиции. В его классе собирались не только его ученики, но и студенты других педагогов. Профессор не столько "учил" писать музыку, сколько делился своим опытом. Он много рассказывал о великих современниках - Шостаковиче и Прокофьеве. Всегда много шутил и предлагал писать музыку "только гениальную". Никто из студентов кафедры композиции не мог пожаловаться на отсутствие свободы. А.С.Леман умел даже в самые застойные времена нейтрализовать атмосферу идеологического давления. Композиторы развивались индивидуально, не столько следуя эстетическим установкам Союза композиторов, сколько изучая мировые процессы. В руках заведующего кафедрой была большая власть, которой он пользовался только как орудием поддержки молодых творцов. Он был природным философом, полным иронии, временами переходившей в сарказм. Он прежде всего ценил талант, даже если его обладатель вызывал нарекания у администрации консерватории. Не один композиторский диплом был получен благодаря хлопотам Альберта Семеновича Лемана.

За прошедшие два десятилетия Московскую консерваторию окончила целая плеяда композиторов, которые составляют гордость русской музыкальной культуры, в какой бы стране они сейчас ни жили. По его инициативе в консерватории начали преподавать такие выдающиеся композиторы и теоретики, как Юрий Холопов, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке, Владимир Тарнопольский и другие. В 1997 году он передал руководство кафедрой композиции Московской консерватории талантливейшему Александру Чайковскому, широко известному в мире в качестве композитора и музыкального советника Валерия Гергиева.

Альберт Семенович Леман создал свой композиторский стиль, который органично вписывается в мировой композиторский процесс. Его произведения исследовались теоретиками России, Германии и Франции. Они дают новые идеи как музыковедам, так и музыкантам. Он глубоко изучил самые современные композиторские техники, которыми свободно пользовался при создании своих симфонических, инструментальных и вокальных произведений. Он оставил огромное наследие: симфонии, оратории, кантаты, балеты, концерты, сюиты, циклы романсов и т.д. К счастью, большинство его произведений уже прозвучали в исполнении лучших музыкантов Московской консерватории. Альберт Семенович Леман их услышал при жизни.

Альберт Семенович Леман был православным, глубоко верующим человеком, гуманистом и творцом возвышенной прекрасной музыки. Музыки "абсолютной", как называлось одно из его последних сочинений. Он похоронен на Ковалевском кладбище в Санкт-Петербурге.

ВИКТОРИЯ ГАНЧИКОВА

Париж

© "Русская мысль", N 4249,
Париж, 10 декабря 1998 г.


   ....