ПАМЯТИ ИРИНЫ ИЛОВАЙСКОЙ

 

Мастерство
неустанного диалога

О работе Ирины Алексеевны Иловайской
на Христианском церковно-общественном
канале в Москве

И_ИловайскаяТогда мы долго не могли свыкнуться с ее отсутствием. Для нас, сотрудников Христианского церковно-общественного канала в Москве, ежедневное присутствие Ирины Алексеевны среди нас стало за пять лет настолько естественным, что привыкнуть к чему-то иному было очень нелегко...

Предвижу возможное недоумение читателя: не ошибся ли я, сказав о ежедневном присутствии? Разве Ирина Алексеевна находилась в Москве постоянно со дня основания радио вплоть до своей кончины? Конечно, нет. Конечно, она подолгу жила в Париже, руководя изданием «Русской мысли»; время от времени она ездила домой, в Рим, и жила там в течение какого-то времени; временами она бывала и в других городах, и в одном из них, Кёнигштайне, ее и настигла смерть... Но в Москве, на радио, она, тем не менее, присутствовала ежедневно, почти ни на один день не выключаясь из его работы.

Но обо всем по порядку. Христианский церковно-общественный канал был создан в июне 1995 года. Однако возник он не на пустом месте. До этого Ирина Алексеевна уже более десяти лет руководила работой христианского радио «Благовест», программы которого подготавливались в Брюсселе и Париже и транслировались на коротких волнах через находящееся на Филиппинах радио «Veritas» почти на всю территорию бывшего Советского Союза. Радио «Благовест» имело экуменическую направленность: на нем звучали как православные, так и католические материалы.

В середине 90-х началось тесное сотрудничество Ирины Алексеевны с протоиереем Иоанном Свиридовым, который возглавлял в Москве радио «София», созданное за несколько лет до этого при отделе катехизации Московского Патриархата и выпускавшее свои передачи на канале Р-1.

В итоге был создан Христианский церковно-общественный канал, который стал выходить (и выходит по-прежнему) на средних волнах в Москве и Московской области и вобрал в сетку своего вещания и радио «София» (в заметно более расширенном варианте), и радио «Благовест» (оно продолжало и продолжает выходить и на коротких волнах через Филиппины), и целый ряд других программ.

И вот, с самого первого дня работы объединенного радио, нам, ее коллегам, довелось узнать не понаслышке поразительную энергию и работоспособность этой немолодой женщины с далеко уже не крепким здоровьем. Ирина Алексеевна выпускала в качестве автора и ведущего ежедневно как минимум одну программу в полном часовом формате. Эта программа называлась «События и проблемы современности с христианской точки зрения», она могла идти либо в режиме монолога, либо с участием гостей. В первом случае Ирина Алексеевна делала обзоры прессы, преимущественно западной. Она использовала для этого свежие газеты и журналы на тех многих языках, на которых она читала, знакомя слушателей не столько с происшедшими событиями политической, культурной и церковной жизни, сколько с различными взглядами на них и зачастую снабжая рассматриваемые статьи собственным анализом. Впрочем, если передачи велись непосредственно из студии в Москве, режим монолога длился только первые полчаса затем включался прямой эфир, и в студию звонили слушатели со своими вопросами и репликами.

Помимо этого, как уже было сказано, программа «События и проблемы» могла идти и с участием гостей. В таких случаях Ирина Алексеевна приглашала в студию кого-то из политических или общественных деятелей, писателей или журналистов, священников или ученых, иногда российских, иногда зарубежных, иногда известных, иногда не очень, и вела беседу с ними. В конце передачи диалог Ирины Алексеевны с гостем также дополнялся звонками слушателей.

Такую программу Ирина Алексеевна выпускала ежедневно, независимо от того, был это будний день или праздничный, независимо от того, где в это время находилась сама Ирина Алексеевна: в Москве или в любой другой точке планеты. В те дни, когда она была вне Москвы, она вела программу «События и проблемы» по телефону. Правда, в таких случаях чтобы избежать опасности разрыва телефонной связи в эфирное время, передачу записывали по телефону загодя, иногда всего лишь за час до выхода в эфир. Ирина Алексеевна вела эти передачи то из своего рабочего кабинета в редакции «Русской мысли», то из своей парижской или римской квартиры. И, конечно, такие передачи были без участия слушателей. Ирина Алексеевна всегда предупреждала слушателей: «Передача идет в записи, по телефону из Рима» (или еще откуда-нибудь). И слушатели уже не удивлялись, когда слышали в эфире лай собаки или раскаты грома. Напротив, это придавало передачам какую-то неповторимо домашнюю обстановку.

Ежедневной программой «События и проблемы» работа Ирины Алексеевны на Христианском церковно-общественном канале в качестве автора и ведущего не исчерпывалась. Два раза в неделю она выпускала программу «Ответы на письма слушателей», продолжительностью тоже в один час (только в самые последние годы, когда здоровье Ирины Алексеевны сильно пошатнулось, эта программа стала выходить всего раз в неделю). Название программы говорит само за себя. На имя Ирины Алексеевны приходило много писем со всей России (с учетом ареала вещания радио «Благовест») писем самых разных: с вопросами, с проблемами, с болями и радостями... Многие из них Ирина Алексеевна читала в эфире почти полностью, лишь изредка прерываясь на немногословные комментарии; она старалась вникать в самые разные проблемы, поднимавшиеся в письмах, отвечать на самые различные вопросы. Эти передачи, если они шли из Москвы, тоже были с участием слушателей по телефону.

Наконец, в первые годы работы Христианского церковно-общественного канала Ирина Алексеевна подготавливала свои введения и завершения для каждого выпуска радио «Благовест», передачи которого выходили шесть раз в неделю.

Такое участие хотя бы в чисто количественном измерении любому радиожурналисту, находящемуся даже в расцвете сил, покажется неподъемным. Однако и качественно это всегда было на должном уровне. Честно признаюсь, что вначале я был совершенно уверен: не сможет она долго выпускать передачи в том же режиме, выдохнется, придется что-то менять. Не выдохлась.

Действительно, в ее программах люди имели возможность услышать о многом из того, что не освещалось в других российских СМИ. Привлекательной оказывалась и сама манера ведения передач: неспешная (а сейчас в российском эфире это встречается очень редко), мягкая (такое встретишь еще реже) русская речь. Ирина Алексеевна не уходила от нравственной оценки событий, не скрывала своего личного к ним отношения. Со слушателями, звонившими в эфир, она вступала в живой и душевный диалог. На вопросы отвечала очень взвешенно, и почти никогда они ее не обескураживали, хотя звонки бывали и провокационные, и агрессивные, а то и вовсе хамские.

Ирина Алексеевна, начиная свою деятельность на Христианском церковно-общественном канале, отлично понимала, что слушать ее будут не только симпатизирующие, но и те, кто настроен скептически или откровенно враждебно. И хотя в эфир передач Ирины Алексеевны постоянно поступали недружественные звонки, это не заставило ее отказаться от продолжения терпеливого и всегда вежливого диалога со слушателями.

Наверное, диалог был вообще одним из основных направлений всей ее деятельности. Ирина Алексеевна была в числе тех, кто особенно плодотворно пролагал мосты между Востоком и Западом. Канонически принадлежа к Римско-Католической Церкви, но будучи в равной степени связана с православием и не проводя для себя границы между двумя христианскими конфессиями, Ирина Алексеевна делала очень многое для того, чтобы в западных странах была лучше известна и русская культура, и православная духовность. С другой стороны, она старалась помочь нашим соотечественникам избавиться от подозрительности к Западу и помочь им лучше узнать как западную духовность, так и все те подлинные ценности, которые сумела накопить западная цивилизация. Радиоканал, на котором тесно сотрудничали православные и католики, был для этого благодатной почвой.

То состояние, в которое пришла Россия после десятилетий безбожного и бесчеловечного режима, нередко сравнивают с духовной пустыней. Но в Библии мы часто можем встретить несколько иной образ: пустыню, орошаемую действием Бога и Его слова, становящуюся плодоносной. И мне показалось очень символичным, что на день смерти Ирины Алексеевны в богослужении католической Церкви пришлось ветхозаветное чтение из 47-й главы Книги Пророка Иезекииля, где предстает подобный образ вода, по слову Божию текущая из храма на восток, орошающая пустыню и Мертвое море; и те отрадные перемены, которые показывает в видении пророку таинственный вестник Господень:

Другие прубликации об И.А.Иловайской
и других главных редакторах "РМ"
читайте на специальных мемориальных
страницах нашего сайта: здесь

ПЕТР САХАРОВ


Москва



©   "Русская мысль", Париж,
N 4403, 04 апреля 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...