РУССКАЯ МЫСЛЬ

Письмо к читателям

нового главного редактора
«Русской мысли»

       Дорогие друзья!

       Кончина главного редактора "Русской мысли" Ирины Алексеевны Иловайской стала невосполнимой утратой для нашей газеты, однако дело, которому она безгранично и самоотверженно посвятила последние 20 лет жизни, не должно умереть. Его готовы продолжить сотрудники редакции и наши авторы. Воплотить не до конца осуществленные замыслы Ирины Алексеевны нам готовы помочь и многочисленные друзья "Русской мысли" во Франции, России, Италии и других странах мира.

       Начиная с этого номера газеты мне поручено стать ее главным редактором. Это высокая честь и вместе с тем тяжелая ответственность. Десять лет назад, пригласив меня на работу в "Русскую мысль", Ирина Алексеевна рассказала мне о своей мечте сделать газету доступной читателям в России. Тогда, в начале 1990 года, это еще казалось немыслимым: почтовые отправления из Парижа возвращались с пометкой "Запрещено. Подрывное издание". Это, однако, ничуть не подрывало глубокой веры Ирины Алексеевны в то, что свободная газета вернется на родину, которая освободится от пут коммунистического режима. Мы вместе обсуждали тогда, что "Русская мысль" может стать мостом между западным демократическим миром и Россией, способствовать их сближению и взаимопониманию, как и сближению двух христианских Церквей Католической и Православной, к чему так стремилась Ирина Алексеевна. Так в газете появились разделы "Жизнь в современном мире" и затем "Взгляд с Запада", чем мне и приходилось непосредственно заниматься при тесном участии Ирины Алексеевны. И сегодня я считаю необходимым продолжить начатое нами дело.

Кривова

       В последние два-три года мы с Ириной Алексеевной стали понимать друг друга с полуслова, и нашей согласованной работе не мешали часто разделявшие нас тысячи километров от Парижа до Рима или Москвы. Теперь нас разделяет уже не расстояние, но каждый из сотрудников редакции по-прежнему постоянно ощущает в нашей каждодневной работе присутствие Ирины Алексеевны.

       "Русская мысль", как и прежде, стоит на позициях противостояния тоталитаризму и нетерпимости, отстаивания свободы слова и вероисповедания, прав человека и его достоинства. Наша задача давать оценку событиям, исходя не только из политической и экономической целесообразности, но и с нравственной точки зрения. Мы стремимся найти пути сближения западной и российской демократической мысли, особенно сейчас, когда Россия подвержена искушению агрессивного национализма. "Русская мысль" это европейская газета, и, поскольку Россия является неотъемлемой частью Европы, наша газета должна сыграть важную роль в этом направлении.

       "Русская мысль" уже давно перестала быть только эмигрантской газетой. К тому же сегодня эмиграции из России как таковой (то есть вынужденного расставания с родиной по политическим мотивам) уже не существует. Но число русских в Париже, как и в других странах Европы, за последние годы не уменьшилось, и "Русская мысль" имеет уникальную возможность стать для них газетой, связывающей их с Россией и откликающейся на важнейшие события в жизни русской диаспоры.

       Наконец, мы по-прежнему считаем неотъемлемой частью нашего издания религиозный раздел. Мы убеждены, что сможем достойно продолжить дело жизни Ирины Иловайской, давшей обет отдать максимум своих сил и возможностей сближению и взаимному пониманию христиан Востока и Запада.

       Правы те, кто говорит, что с уходом Ирины Алексеевны завершилась целая эпоха. Да, "Русская мысль" прошла за эти годы нелегкий путь от изгнания свободной мысли с родины до официального признания вклада газеты в сохранение и развитие русской культуры. Отличительной чертой "Русской мысли" всегда было то, что она никогда не жила вчерашним днем и не стояла на месте. Газета это живой организм, и, оставаясь верной своим традициям, она будет развиваться, откликаясь на важнейшие события нашего времени, расширяя круг авторов и читателей как в России, особенно в отдаленных от столицы регионах, так и в Европе и на других континентах.

       Мы сделаем все, чтобы даже при наших ограниченных финансовых возможностях газета делалась на высоком профессиональном уровне, и рассчитываем на поддержку всех, для кого "Русская мысль" является возможностью посвятить себя дальнейшему утверждению свободной мысли в России, выбравшей 10 лет назад демократический путь развития.

       Редакция "Русской мысли" будет продолжать свою основную работу в Париже, где она и была основана 53 года тому назад. Работа во Франции, где нас всегда поддерживали и продолжают нам помогать люди, верящие в Россию, это залог нашей финансовой и политической независимости. Наше представительство в Москве, на которое ложится не менее важная роль представлять "Русскую мысль" в России, будет возглавлять заместитель главного редактора газеты о.Георгий Чистяков, хорошо известный не только нашим читателям, и не только прихожанам московского храма Свв. Косьмы и Дамиана. О.Георгий неутомимый общественный деятель, чья безграничная вера в добро, в идеалы открытого общества и духовного единства христианского мира снискали ему любовь и уважение в России и за ее пределами.

       В Москве, как и прежде, продолжит работу Свободный университет "Русской мысли", созданный год тому назад по инициативе и при непосредственном участии директора Всероссийской библиотеки иностранной литературы Екатерины Гениевой. Мы рассчитываем также в ближайшее время активизировать работу нашего редакционного совета, в который входят такие уважаемые в России и на Западе люди, как Ален Безансон, Франс А.М.Альтинг фон Гейзау, Густав Герлинг-Грудзинский, Людмила и Станислав Григель, Каролина Кокс, Малколм Пирсон, Барбара Спинелли, Витторио Страда, Екатерина Гениева, и не исключаем возможности расширения его состава.

       К сожалению, нам пришлось расстаться с о.Иоанном Свиридовым, чьи взгляды на будущее газеты и особенно его позиция по вопросу о христианском диалоге между Католической и Православной Церковью оказались несовместимы с позицией основного редакционного коллектива.

       Мы искренне сожалеем и о том, что наш давний друг Валерий Сендеров не смог перенести потрясение от потери Ирины Алексеевны и не нашел в себе сил, как он сам того желал, "попробовать сохранить хоть в какой-то степени ее газету", считая это "нашей обязанностью перед ее смертью". В.Сендеров по своему желанию вышел из редакционного совета, но мы надеемся, что читатели будут, как и раньше, встречать его тексты на страницах "Русской мысли".

       Дорогие друзья, перед нами стоит нелегкая задача сохранить "Русскую мысль". Помня об ответственности перед родиной и думая о судьбе России в современном мире, мы считаем это необходимым.

ИРИНА КРИВОВА
главный редактор
«Русской мысли»



Париж


©   "Русская мысль", Париж,
N 4322, 15 июня 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...