РУССКАЯ МЫСЛЬ



К истории газеты "Русская мысль"

 

Мы предлагаем читателям статью нашего давнего и постоянного автора Льва Мнухина, написанную для второго тома "Литературной энциклопедии русского зарубежья (1918-1940)".

      Весной 1997 года газете исполнилось 50 лет. За полвека существования крупнейшей газеты русской эмиграции в ней работали как штатные сотрудники, сотрудничали в качестве постоянных или эпизодических авторов многие из тех людей, чьи имена навсегда останутся в истории русской и мировой культуры.

      Выход второго тома "Энциклопедии" намечен в 1999 году в издательстве "Российская политическая энциклопедия" (первый том "Писатели русского зарубежья" вышел в прошлом году и стал значительным событием в научном и литературном мире). В новый том войдут статьи о литературных центрах, издательствах, важнейших периодических изданиях русского зарубежья. И, хотя его рамки хронологические условно обозначены так называемым периодом первой эмиграции (1918-1940), редколлегия энциклопедии сочла необходимым включить в него подробную статью о "Русской мысли", которая с момента выхода своего первого номера в течение пятидесяти лет постоянно (едва ли не в каждом номере) публиковала материалы, порой бесценные, посвященные представителям старшего поколения русской эмиграции.

      "РУССКАЯ МЫСЛЬ" (Париж, 1947. - 19 апреля. N 1. - Издание продолжается) - еженедельная газета (с ноября 1948 выходила два раза в неделю, с октября 1955 - 3 раза в неделю, с 1968 - снова еженедельно). Была основана как орган русских секций французских конфедераций дружинников-христиан (первые два года название этого органа печаталось в выходных данных на титульном листе издания). Редактор - В.А.Лазаревский, затем С.А.Водов (с 1954 по 1968), З.А.Шаховская (1968-1978), И.А.Иловайская-Альберти (с 1979).

      После окончания второй мировой войны в русской эмиграции выявились два политических течения. С одной стороны, многих русских эмигрантов охватило стремление вернуться на родину. Они надеялись, что после войны там наступят существенные перемены. Проводниками такой просоветской линии во Франции, поддерживаемой французским правительством, были газеты "Русский патриот" (с марта 1945 - "Советский патриот") и, чуть позже, "Русские новости".

      Против подобных настроений пыталась выступить в печати немногочисленная группа общественных и литературных деятелей, объединившаяся вокруг С.П.Мельгунова. Несколько раз пробовал добиться у французского правительства разрешения издавать национальную газету В.А.Лазаревский, журналист, общественно-политический деятель, основатель в Париже Российского национального союза. Однако каждый раз он получал отказ. Весной 1947 года на помощь В.А.Лазаревскому пришел его знакомый, один из руководителей католического профсоюза Французская конфедерация трудящихся-христиан К.Брюне, который предложил издавать газету, как орган конфедерации для русских трудящихся-христиан.

      1 апреля на квартире В.А.Лазаревского, ставшей вскоре на некоторое время помещением для конторы и редакции газеты, состоялось первое заседание редакции, на котором присутствовали С.А.Водов, В.Ф.Зеелер, П.Е.Ковалевский, В.А.Лазаревский, В.В.Полянский. После некоторых споров из-за названия решено было, по настоянию В.В.Полянского, назвать новую газету "Русская мысль", были распределены обязанности между членами редакции, рассмотрены финансовые вопросы. Для выпуска первого номера надо было внести в типографию 50 тысяч франков. В.А.Лазаревский вложил весь свой капитал - сорок тысяч, еще десять достал П.Е Ковалевский.

      Первый номер вышел пасхальным, хотя и появился в пасхальную субботу. На первой странице был изображен внутренний вид храма Сергиевского подворья, рассказ И.Шмелева "В Кремле на Святой", статья В.А.Лазаревского "Христос Воскрес" и обращение по-французски К.Брюне к русским. Далее шла политическая часть, составленная С.А.Водовым, программная статья В.Ф.Зеелера "Наши задачи", в которой отмечались цели и задачи "Русской мысли", очерки Б.К.Зайцева "Дни" (о Франсуа Мориаке) и Н.С.Арсеньева "Хомяков", статья П.Е.Ковалевского "Церковные дела", стихи С.Яблоновского и др.

      "Русская мысль" не ставила себе целью подробно откликаться на все важные события вчерашнего дня. Страницы газеты посвящаются вопросам культуры, искусства, литературы, религии, церкви и политическим комментариям общего характера. Правда, некоторым событиям, как, например, известный процесс невозвращенца В.А.Кравченко, газета уделяла самое пристальное внимание. В течение 1948-1949 годов регулярно публиковались материалы судебного разбирательства иска В.А.Кравченко к парижскому изданию "Леттр франсез", обвинившему бывшего советского инженера в клевете на Советский Союз. В целом же политическая жизнь русской эмиграции находила свое отражение в кратких редакционных заметках. Их авторами были С.А.Водов, В.А.Лазаревский, позже З.А.Шаховская.

      В статье "Русская эмиграция перед лицом России" В.А.Лазаревский выразил кредо "Русской мысли" относительно назначения Зарубежной России: "Смирение перед Россией, непримиримость к советчине, - такова двучленная формула, определявшая морально-политический смысл эмиграции" (1947, 3 мая). (С середины 1960-х картина освещения событий в газете в области политики заметно расширится. "Русская мысль" будет подробно писать о набирающем силу движении инакомыслия в Советской России, регулярно печатать самиздатовские материалы, организовывать кампании протеста против репрессий и т.д.) Продолжая лучшие традиции русской прогрессивной печати, очень скоро "Русская мысль" становится одной из самых интересных и важных газет русского зарубежья.

      Общекультурная часть газеты, включающая в себя отделы, посвященные литературе, живописи, музыке, театру, науке, духовно-философским течениям, пользовалась особым вниманием редакции "Русской мысли" с первых ее номеров. Отведенная вначале для культуры страница "Литература и искусство" со временем не могла уже вмещать все материалы о культурной жизни и вскоре стала занимать едва ли не половину всего объема газеты. "...Каждая статья, каждый отчет, каждое литературное произведение, помещенное в отделе "Литература и искусство", находят своего читателя, что-то прибавляют, что-то изменяют в его повседневной жизни, и поэтому - на первый взгляд второстепенное дело для зарубежной политической газеты - ее культурный отдел, - превращается в первостепенное", - писал в статье "К десятилетию "Русской мысли"" Ю.Терапиано (1957, 27 апреля). Почти все писатели, поэты, эссеисты и философы Русского Зарубежья в течение многих лет работали в этом отделе.

      С первого номера газеты и до конца своей жизни сотрудничал в "Русской мысли" Б.К.Зайцев (последняя его публикация из дневниковых записей "Дни" была напечатана за три недели до его кончины). За двадцать пять лет сотрудничества с газетой Б.К.Зайцев выступил почти в двухстах ее номерах. Были опубликованы главы и отрывки из будущих книг "Жуковский", "Чехов", "Далекое", "Другая Вера. Повесть временных лет", статьи, посвященные писателям-современникам ("Восьмидесятилетие А.М.Ремизова. Письмо Ремизову". - 1957, 6 июня; "Памяти ушедших. Смерть Ремизова". - 1957, 9 декабря; "Памяти В.Зеелера". - 1954, 31 декабря; "Скончался Борис Пастернак". - 1960, 2 июня; "Пастырь добрый. В.Зеньковский". - 1961, 11 июля и др.), заметки о текущей литературной жизни и т. д.

      Особую ценность представляют собой восемьдесят семь публикаций писателя, появившихся на страницах "Русской мысли" под общим названием "Дни". Это серия дневниковых записей, публикация которых началась еще до войны в газете "Возрождение" и была прервана оккупацией немцами Парижа. В записях тесно переплетаются хроника текущих событий и философские размышления над ними, портреты современников и рассуждения о русских и зарубежных классиках, сходятся и расходятся прошлое и настоящее.

      "Новый год, новый год! Всегда таинственно печальное, загадочное оно приносит. Одно ушло, другое наступает, и все - тайна. Так было и в морозные ночи, с луной, ослепительной белизной инея в усадьбе Притыкино, с лунными узорами на полу и стенах флигеля... Но и теперь, как тогда, все осталось загадкой. Жизнь, будущее, судьбы наши. Внук в сереньком своем костюмчике кроме адресной книги подобрал на столе еще отрывной русский календарь на 56-й год. Повертел в руках, так и этак, потом отвернул листик - 31 декабря 1956 года - и сказал спокойно: "Деда, это ты". Под отрывком там, действительно, моя подпись" (1956, 26 января).

 

      "8 ноября скончался Иван Алексеевич Бунин - старый, больной, измученный и душевно, и телом. Я его знал с 1902 года. Целая жизнь, и его, и моя. Всегда он мне "нравился". С самых юных лет, когда я был начинающим писателем, а он уже известным, он мне именно нравился "бессмысленно" и бездумно: как нравится лицо, закат, запах леса..." (1966, 10 ноября). И т.д.

      В 1993 году было впервые опубликовано несколько фрагментов из "Дней", относящихся к дневникам за 1939-1945 годы (8 января - 19 марта). Своего рода дополнением к записям Б.К.Зайцева явились воспоминания его дочери Н.Б.Зайцевой-Соллогуб "Я вспоминаю..." (1997, 27 февраля, 6, 13, 20 марта). В их основу легли ее устные рассказы, подготовленные для московского радио. Автору выпало счастье близко знать многих, "кто сейчас для нас - литература и история. Перед ее глазами и через ее душу прошла жизнь русской эмиграции "первой волны"..." (27 февраля).

      За два с половиной года до своей кончины начал публиковаться в "Русской мысли" А.М.Ремизов, печатавшийся до этого в "Русских новостях". 4 марта 1955 был опубликован его рассказ "Балдахал" из книги "Полевые цветы" (впервые до того напечатанный в "Последних новостях", 1922, 5 ноября). В 1955-1956 гг. была почти полностью напечатана книга "Русские женщины. Народные образы" (Петроград, 1918). В газете публиковалась под заголовком "Образы русских женщин". В 1957 году писатель успел опубликовать две главы из неизданной книги воспоминаний "Иверень": "Встречи с Мейерхольдом" (о встречах с Всеволодом Мейерхольдом в Пензе в 1898-1900 годах) (1957, 24 апреля - 2 мая) и "Встречи исторические. Ершов, Юрасов, Елагин" (13-24 августа).

      Более тридцати раз, начиная с первого номера, выступил в газете И.С.Шмелев. В 1947-1950 годах "Русская мысль" была практически единственным периодическим изданием, где он регулярно печатался (в среднем - раз в месяц). Его статьи и очерки, впервые здесь напечатанные, вошли затем в книги "Лето Господне. Праздники. Радости. Скорби" (1948), "Душа родины" (1967), "Свет вечный" (1968). Исключение составила лишь повесть "Под горами" (1950, 30 июня - 13 сентября), печатавшаяся еще до революции.

      Главы из своих будущих книг печатали на страницах газеты И.В.Одоевцева ("На берегах Невы" и "На берегах Сены"), Ю.П.Анненков ("Дневник моих встреч. Цикл трагедий"), Н.О.Лосский ("Воспоминания. Жизнь и философский путь"), М.В.Вишняк (""Современные Записки". Воспоминания редактора"), С.К.Маковский ("На Парнасе Серебряного века"), В.С.Яновский ("Поля Елисейские. Книга памяти"), А.Седых ("Далекие, близкие"), С.М.Рафальский ("Что было и чего не было. Вместо воспоминаний"), К.Д.Померанцев ("Сквозь смерть. Воспоминания"), Ю.П.Иваск ("Повесть о стихах"), А.В.Бахрах ("По памяти, по записям. Литературные портреты") и др.

      Стремясь полнее представить читателю творчество крупнейших русских писателей эмиграции, "Русская мысль" постоянно обращалась к написанному ими ранее. В декабре 1974 года редакция для этих целей ввела рубрику "Связь времен". "В ней читатели найдут тексты русских писателей, поэтов, философов первой эмиграции. Произведения их, изданные до войны малым тиражом, остались недоступны тем, кто жил и живет в СССР. Перепечатывать эти книги невозможно при теперешних условиях. Так вот, пусть хоть частично дойдет до читателя то, что было написано теми, кто сохранил для потомства преемственность русской культуры". (От редакции. - 1974, 7 ноября). Из множества публикаций, помещенных в газете под этой рубрикой (или подразумевая ее), отметим некоторые: Н.Оцуп "Венец Пастернака" (1975, 3 июля), проза С.Черного "Сырная Пасха" (1978, 4 мая) и "Тихие шумы" (1994, 3 марта), проза Марины Цветаевой "Лавровый венок" (1978, 9 сентября), рассказ В.Набокова "Тяжелый дым" (1978, 16 ноября), "Наброски" (1980, 30 октября и 6 ноября) и "Вечерний спутник" (1981, 3-31 декабря) Г.Газданова, рассказы Н.Тэффи "Городок", "Разговор", "День", "Коробка", "Майский жук" и др. (1980, 20 ноября - 25 декабря), "Старый город" А.Куприна (1980, 25 декабря), статью Н.А.Бердяева "Астральный роман" о романе А.Белого "Петербург" (1983, 24 февраля), речь И.Бунина "Миссия русской эмиграции", произнесенная им в Париже 16 февраля 1924 (1984, 20 и 27 декабря) и многое другое.


Окончание >>

<< На главную страницу


© "Русская мысль", Париж:
N 4233, 30 июля 1998 г. и
N 4234, 06 августа 1998 г.

(Примечание. В газете статья публиковалась двумя частями)


     "); //// -->   
       с 3.5.99: