РУССКАЯ МЫСЛЬ



<< К началу статьи

 

К истории газеты "Русская мысль"

      С 1956 года откликом на только что вышедшую книгу В.В.Розанова "Избранное" (3 марта) и статьей "Не ко двору. Достоевский в СССР" (15 марта) в газете начал постоянно печататься Г.В.Адамович. Освещая состояние советской литературы на современном этапе, критик пытался придерживаться им же провозглашенного принципа: "...в пределах того, что нам известно, следует одно подчеркивать, другое перетолковывать с целью доказать, что в своих "прогнозах" мы были и остаемся правы. Если что-нибудь хорошо, надо признать: хорошо. Если что-нибудь плохо: плохо" (1962, 17 мая).

      В серии заметок под заголовком "Литература и жизнь" Г.В.Адамович затрагивал проблемы философской науки в СССР (1962, 13 декабря), писал о поэзии Е.Евтушенко (1962, 27 сентября), о романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" (1967, 3 января), о "попытках" советских литературоведов разобраться в наследии Маяковского (1962, 23 августа) и др. Под этой же рубрикой "Литература и жизнь" 3 января 1963 года критик впервые на страницах "Русской мысли" обращается к творчеству А.И.Солженицына.

      Отмечая появление повести "Один день Ивана Денисовича" как "факт большого значения, даже события", Г.В.Адамович здесь же пишет: "Не могу согласиться с теми, кто находит у автора необыкновенный художественный талант...". Позже критик полностью пересмотрит свое мнение. В радиобеседе с В.С.Франком в 1965 году на вопрос последнего "Как вы оцениваете место Солженицына в русской литературе ХХ века?" Г.В.Адамович ответил: "Мне кажется, что со времен Толстого, со смерти Толстого, такого писателя в русской литературе не было. Такого значения и такого дарования". Опубликовано в газете 10 апреля 1980 года.

      Это, кстати, далеко не единственный факт пересмотра Г.Адамовичем своих прежних оценок. В опубликованных газетой 19 апреля 1979 года воспоминаниях Евгении Каннак приводятся следующие слова Г.В.Адамовича: "Вот, например, Цветаеву и Набокова я слишком поздно оценил. О Цветаевой я как-то писал, что ее творческие претензии в разладе с ее возможностями, а ведь это неверно: только потом я признал ее высокий душевный строй, ее исключительную силу..." и т.п.

      В 1980 году газета начинает публиковать целый ряд материалов из литературного наследия Г.В.Адамовича, его статьи, записи радиовыступлений, радиобесед: "О Анне Ахматовой" (24 апреля), "Толстой и Достоевский" (1 и 8 мая), "Набоков и Толстой" (22 мая), "Мориак и Россия" (29 мая), "Гумилев" (5 июня), "Пушкин" (12 июня), "Ходасевич и Цветаева" (26 июня), "Блок и Есенин" (3 июля), "Маяковский и Хлебников" (9 октября), "Борис Зайцев" (1981, 12 и 19 февраля) и др.

      В рецензиях на сборники поэтов-эмигрантов (Л.Червинская. 1956, 19 июля, А.Гингер. 1957, 31 января, С.Прегель. 1958, 28 марта, Л.Ганский. 1962, 6 октября, Ю.Терапиано. 1964, 7 марта и др.) Г.В.Адамович как бы продолжает давнюю полемику о состоятельности "парижской школы" русской поэзии, он ищет и находит у каждого поэта его индивидуальное, исключительное, тем самым опровергая утверждения скептиков "будто "парижская школа" страдает унылым однообразием" (1957, 31 января). Но не только как литературный критик,выступает Г.В.Адамович на страницах "Русской мысли". Публикуются его статьи о балете ("Московский балет". 1956, 15 ноября, "После парижского балетного фестиваля". 1966, 5 февраля) и о танцовщиках С.Лифаре и Р.Нурееве ("Балетные впечатления". 1961, 8 июля и 12 августа), о кино (""Война и мир" на экране". 1957, 14 февраля), мемуарные зарисовки ("Встречи с Игорем Стравинским". 1971, 22 апреля, "Беседа с М.Ф.Кшесинской". 1971, 4 марта, "Николай Оцуп". 1962, 18 января) и многое др. Будучи постоянным автором газеты, Г.В.Адамович, тем не менее, не был ее постоянным литературным критиком и обозревателем. Он писал лишь на темы, ему близкие, откликался на книги авторов, ему интересных.

      Другое дело Ю.К.Терапиано, принявший на себя в 1954 году роль штатного литературного критика и выполнявший эту роль без малого четверть века. Благодаря его регулярным, практически еженедельным рецензиям и обзорным статьям "Русской мыслью" не было оставлено без внимания, по существу, ни одно сколько-нибудь заметное, а нередко и малозаметное русское зарубежное издание. Ю.К.Терапиано писал о только что вышедших номерах журналов "Возрождение", "Грани", "Новый журнал", "Современник", "Опыты", о каждом из выпусков альманахов "Воздушные пути" и "Мосты", о томах собраний сочинений Н.Гумилева, Н.Клюева, Е.Замятина, З.Гиппиус и др., о поэтических сборниках и мемуарах, о книгах по философии и искусству и т. д.

      Особое внимание критик уделял изданиям, посвященным восточным учениям, оккультным наукам, йоге. Названия некоторых его рецензий говорят сами за себя: "Тибетский лама о ламаизме" (1957, 4 мая), "Буддизм" (1957, 10 августа) и "Буддизм и современная наука" (1967, 11 марта), "Панмонголизм" (1964, 20 июня), "Рукописи Мертвого моря" (1957, 3 августа) и к спорам о времени написания этих рукописей статья "Существовала ли секта Ессеев?" (1957, 19 октября) и т. д. Не обходил критик своим вниманием и книги, выходившие в Советской России. Этим изданиям посвящены статьи "Поэты и время" (О книге П.Антокольского. 1958, 19 июля), "Антология русской советской поэзии 1917-1957" (1958, 15 и 22 марта), "О поэзии Евгения Евтушенко и Андрея Вознесенского" (1963, 6 и 13 июля), "Новелла Матвеева" (о ее стихотворном сборнике "Душа вещей". 1967, 8 апреля), "Михаил Булгаков. Пьесы" (1974. 28 ноября) и др. Помимо критических статей и рецензий, Ю.К.Терапиано выступает на страницах "Русской мысли" с литературно-философскими эссе, публикует статьи по истории русской литературы, мемуарные очерки, заметки памяти ушедших писателей.

      В статьях "К спорам о поэзии" (1957, 2 февраля) и "О стилистике" (1959, 15 августа) критик затрагивает проблему "основной слабости" современной поэзии: невнимание поэтов к стилистике; в статье "Поэт и читатель" автор задается вопросами каков современный читатель, почему он интересуется поэзией, чем отличается читатель современный и читатель прежний (1956, 1 декабря), а в полемической заметке "Три литературы" возражает против прямолинейного деления некоторыми критиками русской литературы на три: советская, эмигрантская старая, эмигрантская новая.

      Творчеству Г.Иванова посвящены статьи "Поэт и современность" (1959, 29 августа) и "Пути поэзии" (1961, 23 сентября). Суть поэзии Г.Иванова, по словам Ю.К.Терапиано, в том, что "вечная тема поэзии о любви, о жизни, о смерти была глубоко индивидуально, неповторимо преломлена им на наших глазах, среди нас, в наше время". Критик пишет о писательских судьбах М.А.Алданова (1957, 9 марта), Г.Гребенщикова (1956, 15 мая), В.Смоленского (1961, 25 ноября), И.С.Шмелева (1960, 18 июня). В статье "Д.С.Мережковский" автор затрагивает спорный момент в биографии писателя его выступление по радио в начале германского нападения на Советский Союз, описывает "безлюдные" его похороны в декабре 1941 года, а в заключение данного эпизода пишет: "Мережковский, при всех своих выпадениях во "временное", все таки в самом главном остался верен "вечному", о нем, по преимуществу, думал в те страшные годы второй мировой войны, и все происходившее тогда в мире хотел воспринимать как акт космической трагедии, в которой Россия для него была в центре" (1965, 27 ноября). Подобных примеров пристального внимания Ю.К.Терапиано к фактам литературной жизни русской эмиграции на страницах газеты немало. В 1970 году он начинает публиковать в "Русской мысли" серию мемуарных очерков, посвященных как отдельным писателям, так и литературным объединениям, издательствам, наиболее интересным эпизодам из литературной жизни русского Парижа: "Довид Кнут" (1970, 16 июля), "Александр Гингер" (1971, 13 мая), "Николай Оцуп" (1971, 2 сентября), "С.К.Маковский" (1972, 22 июня), "Конец Мережковских" (1973, 25 января), "Круг" (1972, 10 августа), "Новоселье" (1973, 25 марта), "Зеленая лампа" (1974, 16 мая; 1975, 6 и 13 марта), "Рифма" (1975, 21 августа) и т.д. Все эти очерки предполагались для будущей книги "Зарубежные поэты" (вышла в 1987 году под названием "Литературная жизнь русского Парижа за полвека. 19241974").

      Ю.К.Терапиано писал не только на современные темы и о современниках. Периодически на страницах газеты появлялись его статьи, посвященные литературе XIX века, как, например: "Мицкевич и Пушкин" (1957, 18 мая), "Гоголь и магия" (1959, 11 апреля) и "Магия у Гоголя" (1971, 9 сентября), "А.К.Толстой" (1967, 19 октября), "Драма Пушкина" (1962, 17 марта), "О Поле Верлене" (1959, 8 августа), "О безумии Вл. Соловьева" (1956, 29 сентября), или, например, литературе начала ХХ века: "Валерий Брюсов" (1959, 24 октября), "О Блоке и Гумилеве" (1957, 7 сентября), "О Хлебникове" (1961, 3 июня) и т.д.

      Свою рубрику "Дневник читателя" вел в "Русской мысли" многие годы Г.П.Струве. (Одновременно такую же рубрику он вел и в "Новом русском слове"). На страницах "Дневника" публиковались рецензии, обзорные статьи типа "Александр Блок и зарубежная печать" (1955, 31 августа), материалы по истории русской литературы. В 1962 году в Советском Союзе начала выходить "Краткая литературная энциклопедия". Выход каждого очередного тома КЛЭ отмечался в "Дневнике" публикацией обстоятельного разбора его содержания. (1965, 28 сентября и 5 октября; 1966, 3 декабря; 1967, 3 и 10 августа; 1969, 17 апреля и 1 мая; 1972, 17 февраля; 1973, 7 июня; 1975, 10 и 17 июля и 11 сентября; 1979, 1 марта).

      Г.П.Струве анализировал издание с точки зрения включения в него, во-первых, репрессированных писателей советского периода, а во-вторых, писателей, принадлежащих к зарубежной русской литературе. Автор анализа пополнял пропуски, уточнял отдельные факты биографий писателей, на конкретных примерах показывал субъективный подход составителей к содержанию энциклопедии. Г.П.Струве справедливо сетовал на отсутствие в первом томе Г.В.Адамовича, Н.Н.Берберовой, Н.А.Бердяева, А.Л.Бема, С.М.Волконского и др., во втором И.В.Гессена, Дон-Аминадо, В.М.Зензинова и др., в третьем В.Корвин-Пиотровского, Г.Н.Кузнецовой, В.П.Крымова и др., в четвертом Г.Л.Лозинского, С.К.Маковского и т. д. Подробно на страницах "Дневника" было рассмотрено издание "Писем Марины Цветаевой к Анне Тесковой", явившееся крупным событием в литературе. Г.П.Струве посвятил книге восемь статей (1969, 17 июля 4 сентября), сопроводив их большим количеством цитат из писем, своими к ним комментариями, рядом уточнений.

      В жанре литературной критики на страницах "Русской мысли" также в разное время сотрудничали Н.Н.Берберова (с 1947 по 1950), Н.А.Оцуп (1950-е), З.А.Шаховская (1980-е), эпизодически Ю.П.Иваск, И.В.Одоевцева, М.Л.Слоним, В.Н.Сперанский, В.В.Вейдле и др.

      На богословские и религиозные темы в газету писали Н.С.Арсеньев, К.А.Ельчанинов, Л.А.Зандер, В.В.Зеньковский, еп. Кассиан (Безобразов), архим. Киприан (Керн), П.С.Лопухин, И.Ф.Мейендорф и др. О. Иоанн Шаховской публиковал тексты своих бесед и проповедей, философски размышлял на страницах газеты над ценностями жизни, над религиозными обрядами, над тайнами творчества и др. Среди напечатанных статьи "О тайне человеческой жизни" (1963, 17 января) и "Бессмертие" (1970, 4 июня), "Очерки духоведения" (1977, 28 июля), "О тайне поэзии" (1971, 23 декабря), "Повесть о совести. Из бесед с русским народом" (1983, 8 декабря) и др.

      Н.О.Лосский выступал с научными статьями о христианстве, многие из которых увидели на русском языке впервые свет на страницах "Русской мысли". Такие, как (до того опубликованные лишь на английском): "Доказуемые истины христианства" (1960, 8 и 10 марта), "Понятие субстанции как необходимое условие научного знания" (1960, 20 апреля), "Персоналистическая христианская метафизика" (1961, 30 марта, 1 и 5 апреля). О церковной жизни в эмиграции и о церковных деятелях постоянно, начиная с первого номера газеты, писал П.Е.Ковалевский. Ему же принадлежат многочисленные статьи по истории русской эмиграции. Среди них: "Судьба русских ученых в Праге" (1949, 13 мая), "Четверть века Сергиевского Подворья" (1949, 18 июля), "Русские технические и культурные достижения" (1950, 25 января), "Русские колонии Дальнего Востока" (1955, 21 сентября), "Кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа и его судьба" (1959, 22 ноября) и т.п. Всего П.Е.Ковалевским опубликовано в "Русской мысли" около 1800 статей, рецензий, некрологов.

      Полноправное место на страницах газеты, наряду с литературой, неизменно занимали искусство, театр, музыка. Из художественных критиков и искусствоведов наиболее плодотворно сотрудничали в газете первый редактор театрально-музыкального отдела газеты А.А.Шик Ю.П.Анненков и Б.Н.Лосский. Регулярно печатаемые обзоры А.А.Шика "По выставкам" (до 1968 года) и Ю.П.Анненкова "Художественные выставки" (до 1974 года) давали читателям газеты, разбросанным по разным частям света, представление о художественной жизни Парижа и, следовательно, обо всем новом, что происходило в современном искусстве. Б.Н.Лосский, напротив, свои публикации посвящал старому искусству, главным образом, искусству XVII-ХVIII веков. Среди публикаций 1970-1980 годов статьи о выставках Рубенса (1978, 19 января), Эль Греко и Веласкеса (1976, 3 июня), Шардена (1979, 22 февраля), Буше (1986, 7 ноября) и др. В 1956-1957 годах несколько раз на темы искусства выступил С.К.Маковский. Это были очерки, где тесно переплетались между собой живые строки мемуариста и оценки тонкого критика: об архитекторах А.Я.Белобородове (1956, 7 августа) и А.Л.Полякове (1956, 14 августа), художниках Н.К.Рерихе (1956, 19 июня и 24 июля), Д.С.Стеллецком (1956, 28 июня) и М.В.Добужинском (1957, 18 апреля), С.М.Волконском (1956, 10 и 12 июля) и др.

      На страницах, посвященных театральному искусству, более тридцати лет печатался С.М.Лифарь. Наряду с регулярными заметками об отдельных постановках, премьерах, солистах, хореографах, декораторах, С.М.Лифарь выступал с воспоминаниями (его записи о С.П.Дягилеве начали публиковаться 20 января 1954 года), делился с читателем своими наблюдениями над развитием балетного искусства не только на Западе, но и в Советской России. В статье "Балет в Советской России и Западной Европе" (1951, 13 и 18 июля) С.М.Лифарь предпринял попытку опровергнуть мнение советской балетной критики, что балет в Советской России имеет неоспоримое мировое первенство. Спустя несколько лет, обращаясь в "Русской мысли" с открытым письмом к Галине Улановой, он вновь возвращается к этой важной в истории балета теме: "Сегодня я позволю себе объективно анализировать качество и недостатки советского балета..." (1958, 26 июля).

      В музыкальном отделе газеты оставили заметный след публикации теоретика и историка музыкального искусства Л.Л.Сабанеева. Им были напечатаны обстоятельные статьи едва ли не о всех крупных русских композиторах XIX-XX веков, в т.ч. композиторах русской эмиграции (С.Рахманинове, С.Прокофьеве, Н.Метнере, А. и Н.Черепниных, И.Стравинском и др.), материалы на общемузыкальные темы, такие, как "Отражение технического прогресса в музыке" (1962, 3 ноября), "О музыкальном слухе" (1962, 10 ноября), историческая справка "Русские колокола" (1961, 3 августа), "Отражение Пушкина в русской музыке" (1962, 24 марта), воспоминания о Рахманинове (1962, 8 июля) и личных встречах с П.И.Чайковским (1960, 26 мая) и многое другое.

Лев Мнухин

Москва

P.S. В газете статья
публиковалась двумя частями
:

© "Русская мысль", Париж:
N 4233, 30.07.98 г.
N 4234, 06.08.98 г.


К началу статьи
На главную страницу сервера


     "); //// -->   
       с 3.5.99: